Мошеннические схемы, о которых вы еще не слышали

Мошеннические схемы, о которых вы еще не слышали  - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстовВысшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».Финансист. Предприниматель.

Представители Центробанка и правоохранительных органов регулярно раскрывают новые схемы финансового мошенничества, основанные на социальной инженерии. В этой статье мы рассказываем об актуальных способах обмана граждан, чтобы вы не попали в ловушку аферистов.

Содержание
 
 

Звонок из бюро кредитных историй

Как выглядит схема?

Об этом сценарии сообщили сотрудники Национального бюро кредитных историй (НБКИ), проанализировав жалобы граждан. Мошенники звонят людям от имени НБКИ, используя телефонные номера, близкие к реальным. Сообщив человеку об ухудшении его кредитной истории, они предлагают приобрести новое досье, чтобы вернуть возможность беспрепятственно получать кредиты. Другой вариант — предлагают бесплатно заказать отчет в бюро или получить оценку своего кредитного рейтинга. Воспользоваться любой из «услуг» можно, если перейти на определенный сайт и заполнить «анкету клиента».

Чего добиваются мошенники?

Главная цель — получить конфиденциальные данные пользователей. Мошеннические сайты, куда переходят люди, часто заражают смартфоны вредоносными программами или автоматически пересылают их персональные данные аферистам. С помощью этой информации преступники проводят платежные операции или оформляют займы на чужое имя. Кроме того, анкета, которую предлагают заполнить собеседнику, может содержать вопросы о коде доступа к онлайн-банку или требование прикрепить скан-копии паспорта и фото платежной карты.

Как определить обман?

Представители НБКИ и других бюро не уполномочены сообщать гражданам об ухудшении их кредитной истории или найденных ошибках в отчетах. Поэтому подобные звонки должны настораживать сами по себе. Услышав об этом, лучше немедленно прервать разговор и позвонить на горячую линию организации, чтобы уточнить информацию. Не стоит переходить на рекомендованные сайты и заполнять сомнительные анкеты!

Звонок от оператора мобильной связи

Как выглядит схема?

Об этой схеме мошенничества сообщают представители банка ВТБ. Телефонные аферисты звонят людям от имени оператора мобильной связи и предупреждают о блокировке номера абонента. Для отмены операции человека просят набрать на телефоне определенную комбинацию цифр (совершить USSD-запрос). Преступники могут действовать и по-другому: например, предлагают абоненту перейти на более выгодный тариф, подключить или отключить какую-либо услугу, обновить личные данные абонента, отменить ошибочный перевод денег со счета и т.д.

Чего добиваются мошенники?

Когда человек совершает USSD-запрос, инициированный аферистами, он активирует переадресацию своих звонков и SMS-сообщений на чужой номер. В результате мошенники перехватывают уведомления от банка и получают возможность совершать платежи и денежные переводы от имени жертвы.

Как определить обман?

Главный признак мошенничества — это просьба совершить какие-либо действия, например:

  • ввести цифровую комбинацию;
  • сообщить код из SMS-сообщения;
  • установить мобильное приложение;
  • активировать в личном кабинете абонента определенные функции.

Порядок верных действий в этом случае простой: заканчиваете разговор, перезваниваете на горячую линию оператора, уточняете предложение или информацию, полученную от предыдущего собеседника.

Фейковые брокерские сайты

Как выглядит схема? 

Возможно, вам уже приходило на электронную почту или в мессенджеры предложение вложить деньги в «перспективный инвестиционный проект». В сообщении от аферистов указано следующее: чтобы стать «инвестором» и заработать баснословные деньги, достаточно перейти на сайт биржевой торговли, зарегистрировать свой брокерский счет и внести начальную сумму. Вот только предложенный ими вебсайт — копия вполне легального ресурса, при этом в личном кабинете пользователя отражается даже динамика роста прибыли от «инвестиций». На самом деле все средства, которые перечисляют обманутые люди, отправляются прямиком на счета аферистов.

В некоторых случаях мошенники даже выплачивают дивиденды: примерно 10–15 тыс. рублей. Как только пользователи убедятся в том, что проект «работает», они увеличивают суммы инвестиций и даже рекомендуют своим знакомым стать вкладчиками. Собрав достаточно денег, аферисты исчезают.

Чего добиваются мошенники?

Основной целью является сбор средств граждан, которые те самостоятельно перечисляют на счета аферистов. Дополнительно мошенники получают доступ к персональным данным россиян: паспортным реквизитам, номерам счетов и карт, личным сведениям, контактам. Регистрируясь в качестве инвесторов, пользователи заполняют различные анкеты, а также вводят свои банковские данные, чтобы выводить будущую прибыль. Полученные данные мошенники продают на чёрном рынке или используют в дальнейших схемах.

Как определить обман?

Обещания быстрой выгоды и гарантированного дохода при отсутствии риска — это основные признаки финансовой пирамиды и любой мошеннической организации, поэтому всегда должны вызывать сомнения у трезвомыслящего человека. Перед тем как вложить средства, обязательно проверьте легальность компании, например на сайте Центробанка. Старайтесь не инвестировать в незнакомые вам отрасли, особенно если речь идет о стартапах или крупных суммах денег.

Обнаружив нелегально действующую организацию или став жертвой финансовых манипуляций, заявите о нарушении в правоохранительные органы и Роспотребнадзор, подав жалобу в интернет-приемной.

Мошеннические схемы, о которых вы еще не слышали  - 2

Источник

«Помощь» жертвам финансовых пирамид

Как выглядит схема?

Эта оригинальная выдумка мошенников дополняет предыдущий метод обмана. Когда рушится очередная финансовая пирамида, обманутые вкладчики ищут способы возврата средств и хотят защитить свои права. Тут-то их и поджидают аферисты: они звонят уже обманутым людям и предлагают юридическое сопровождение, а также помощь во взаимодействии с государственными органами. За определённую плату злоумышленники обещают помочь составить жалобу или запрос, ускорить рассмотрение таких обращений в госструктурах. Мошенники гарантируют жертвам не только возврат вложений, но и дополнительную компенсацию за «пережитое».

Бывает, аферисты обращаются к жертвам финансовых пирамид, предлагая им оформить выплату от государства в качестве специальной помощи. Чтобы получить её, нужно перейти на определённый сайт и заполнить анкету, а также внести небольшую сумму в качестве платы за открытие счета и оформление документов.

Чего добиваются мошенники?

В первом случае аферисты повторно похищают деньги у людей, которые уже «обожглись» на фейковых инвестициях. Оперируя списком вкладчиков с номерами телефонов и перечисленными суммами, мошенники легко входят в доверие граждан. А сценарий с государственными выплатами используют преступники, которые выкупают базу контактов обманутых людей. Они охотятся на персональные данные россиян, а также ищут пути доступа к их счетам.

Как определить обман?

Всегда проверяйте легальность посредников, которые предлагают услуги в финансовой, страховой или юридической сферах. Попросите показать регистрационный номер организации, изучите отзывы, просмотрите информацию о ее владельцах. Помните: жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор можно подать самостоятельно, нет нужды платить кому-то за помощь. А скорость рассмотрения вашего обращения госорганами не зависит от того, кто его подал.

Что касается компенсаций, то проверить, какие вам полагаются пособия, льготы и выплаты всегда можно на портале «Госуслуги». Альтернативный вариант — позвонить представителю соцслужбы и уточнить, действительно ли государство выплачивает помощь пострадавшим от финансовых пирамид.

Общие правила защиты от мошенников

Помните: чтобы украсть ваши деньги, аферисты не используют сложных инновационных технологий! Как правило, всё строится на обмане, который достаточно легко определить. Играя на страхах и эмоциях людей, мошенники в конечном итоге хотят, чтобы вы:

  • сообщили свои конфиденциальные данные, которые никому нельзя разглашать;
  • переслали фотографии своих банковских карт или паспорта;
  • установили приложение-шпион на свой смартфон;
  • включили переадресацию звонков и смс со своего номера на номер мошенников;
  • собственноручно перечислили свои деньги на чужой счет;
  • обналичили накопления и передали их третьим лицам.

Именно попытки заставить вас сделать что-либо подобное и являются основным признаком преступных действий.

Обычно мошенники играют на желании людей сберечь деньги в кризис или на страхе лишиться накоплений. Для достижения своих целей они будут предлагать собеседнику выгодный депозит или займ, государственную выплату или субсидию, инвестиции в прибыльный проект. Или попытаются запугать блокировкой счетов, ошибочным списанием средств и даже «заморозкой» вкладов.

Чтобы вовремя определить обман, запомните:

  • Представители финансовых организаций и государственных органов редко звонят гражданам, чтобы сообщить о блокировках или возможности оформить выплату. Поэтому вас должен насторожить сам факт звонка от имени банка, бюро кредитных историй, Центробанка и т.д.;
  • Мошенники выводят людей на эмоции, подгоняют, не дают возможности обдумать ситуацию. Предлагают срочно отменить мошенническую операцию, заполнить анкету, сообщить код доступа к аккаунту и т.д.
  • Аферисты не представляются полностью и не могут сообщить подробную информацию о своей компании. Уточняющие вопросы ставят их в тупик, заставляя отвечать общими фразами без всякой конкретики.
  • Преступники могут имитировать многоуровневое общение: сначала вам звонит робот, потом разговор продолжает реальный сотрудник, который переключает вас на другого «ответственного специалиста». Так аферисты создают впечатление, что работают в крупной компании. Не дайте себя обмануть и следите за ходом разговора!

Помните, что никто не вправе запрашивать ваши конфиденциальные сведения: паспортные данные, коды доступа к онлайн-банку и другим финансовым аккаунтам, коды из SMS-сообщений от банка. Никогда не сообщайте посторонним PIN- и CVV-коды к банковским картам, а также срок действия карты и имя владельца.

Мошеннические схемы, о которых вы еще не слышали  - 3

Всегда уточняйте информацию о полагающихся вам льготах, пособиях, субсидиях и компенсациях в государственных органах. Это можно сделать на портале «Госуслуги» или горячей линии профильного ведомства.

Планируя инвестировать средства, оформить микрозайм, получить крупный кредит, перевести деньги на вклад, проверьте: легально ли работает выбранный вами финансовый партнер. Просто введите реквизиты компании на сайте Центробанка и посмотрите, зарегистрирована ли она в реестре.

Невозможно заранее предотвратить общение с мошенниками, но вполне реально дать им достойный отпор, вооружившись правилами финансовой грамотности и кибербезопасности.

Источники:

  1. nbki.ru
  2. 1prime.ru
  3. tass.ru
  4. tass.ru
  5. rospotrebnodzor.ru

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании