Как отменить ошибочный перевод?

Ошибочный перевод

В эру безналичных платежей, наверное, каждый переводил деньги по неверным реквизитам. Всего одна ошибка в номере карты получателя - и средства ушли к неизвестному адресату или «зависли» на внутреннем счёте банка. Что делать в такой ситуации, и как подстраховаться на будущее – читайте в этой статье.

Пополнение «не того» счёта мобильного телефона

Если вы неправильно указали номер при пополнении счёта сотового телефона и система списала ваши деньги, значит, вы отправили их на чужой счёт. Исправить ситуацию можно двумя способами:

  1. Позвонить по номеру телефона, на который вы перечислили средства, объяснить ситуацию и попросить вернуть перевод.
  2. Обратиться на горячую линию оператора мобильной связи или в офис обслуживания клиентов и узнать правила отмены платежа. Если абонент ошибся в одной цифре номера телефона при пополнении, оператор может вернуть деньги. В этом случае придётся подтвердить совершение ошибочного платежа, предъявив выписку со своей карты или счёта, чек из терминала (банкомата).

Если получатель платежа отказался возвращать ошибочно полученные деньги, позвоните на горячую линию своего оператора и уточните, как действовать. Возможно, вас попросят подать заявление об отмене платежа тому мобильному оператору, на чей номер был зачислен перевод, или обратиться в техподдержку платёжной системы, если вы отправили деньги через терминал.

Важно! Пополняя мобильный счёт в терминале, обязательно сохраняйте чек об оплате. Без этого документа у вас не получится подтвердить факт транзакции и номер, на который ушли средства.

Зачисление денег на чужую карту

Если вы переводили средства на карту другого человека и допустили ошибку в номере «пластика», запомните: проверка реквизитов получателя – ответственность отправителя, а не банка. Подтверждая платёж, человек соглашается с тем, что номер карты указан верно. Старайтесь не спешить при перечислении средств и тщательно проверяйте реквизиты адресата.

Даже если вы допустили ошибку, это ещё не значит, что деньги кто-то получил. Номер карты – это не случайные цифры, а комбинация, сгенерированная по специальному алгоритму. Поэтому случайно отправить средства на чужую карту достаточно сложно. Если вы указали несуществующий номер «пластика», скорее всего, сумма «зависнет» на корреспондентском счёте банка и в течение 3-х рабочих дней вернётся отправителю.

Если деньги действительно ушли на неправильную карту, попробуйте сделать так:

  1. При ошибке в платеже по номеру мобильного телефона позвоните фактическому получателю, объясните ситуацию и попросите вернуть средства.
  2. При ошибке в платеже по номеру банковской карты отправьте получателю ещё несколько рублей и в назначении платежа опишите ситуацию с просьбой перечислить средства обратно. Если владелец карты не захочет идти навстречу, обратитесь с документами в банк и напишите заявление об отмене платежа.

Важно! Заявить в банк об ошибочном переводе нужно как можно быстрее. У каждой организации есть свои правила отмены транзакций и срок принятия соответствующих заявлений, часто это 3 дня с момента совершения платежа. Если вы сообщите о происшествии по истечении данного срока, получить средства обратно не получится.

Если банк не может отозвать транзакцию, а получатель не желает возвращать деньги, у вас остаётся право подать в суд на владельца карты на основании ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении. В суде вас попросят подтвердить, что вы совершили платёж не намеренно. Здесь можно сказать, что верный и неверный номера карт отличаются всего на одну цифру. Ответчику придётся обосновать получение перевода с вашего счёта, но, поскольку документально подтвердить сотрудничество с вами он не сможет, тяжба будет проиграна, и его обяжут вернуть деньги обратно. Все судебные издержки также оплатит ответчик.

Бесконтактный платёж по ошибке

Если вы решили отменить платёж, совершённый со смартфона за товар либо услугу, придерживайтесь следующего порядка действий:

  1. Для отмены оплаты онлайн-покупки напишите в службу поддержки клиентов интернет-магазина, опишите ситуацию и попросите вернуть средства с помощью вашего аккаунта в приложении для оплаты.
  2. Для отмены транзакции, которую вы провели офлайн, повторно приложите к терминалу смартфон, чтобы продавец провел отмену платежа.

Срок возврата средств может отличаться в зависимости от платёжной системы и времени проведения платежа. Обычно деньги приходят на счёт мгновенно, но в некоторых случаях перевод может занять несколько дней.

Если вы получили ошибочный платёж

На вашу карту или счёт поступили деньги, к которым вы не имеете отношения? Не тратьте и не обналичивайте их, помните про статью о необоснованном обогащении! Закажите в банке выписку и проверьте, кто и на каком основании прислал вам средства. Если платёж действительно прошёл по ошибке, сообщите об этом банку и попросите провести проверку.

Иногда средства на карту могут приходить из-за сбоя в банковской системе: например, транзакцию задублировали, и вам дважды зачислили зарплату. Банки быстро находят такие ошибки и списывают «лишние» деньги. Если до этого потратить или обналичить «бонусные» средства, счёт уйдет в минус, а банк предъявит клиенту требование вернуть всю сумму через суд.

Важно! С осторожностью относитесь к любым сообщениям об ошибочном зачислении средств. Мошенники часто отправляют сообщения о поступлении денежного перевода от имени банка, а потом просят вернуть «ошибочный платёж» по своим реквизитам. Если проверить баланс своего счёта, можно увидеть, что никаких средств на него не приходило. Но некоторые жертвы обмана из добрых побуждений отправляют аферистам собственные деньги, не проверив реальную ситуацию.

Даже если вы обнаружили на своем счёте подозрительную сумму, лучше сообщить об ошибке банку и доверить ему отмену платежа.

Каждый из нас совершает ошибки. К счастью, большинство из них можно исправить, если действовать быстро. Развивайте свой уровень финансовой грамотности, будьте внимательны и ваши деньги всегда будут с вами!