Что такое соцконтракт и как его получить

Что такое соцконтракт и как его получить - 1

Эксперты нередко называют кризис «окном возможностей», ведь в это время можно найти новые ниши для запуска своего дела. Превратить сложный финансовый период в трамплин для успеха реально — для этого государство предлагает специальный социальный контракт. В рамках данной программы можно получить средства на обучение новой профессии, поиск хорошо оплачиваемой должности и даже старт бизнеса. Это хороший вариант, чтобы не только сохранить деньги в кризис, но и приумножить их.

Содержание

Что такое социальный контракт

Соцконтракт является одной из мер поддержки россиян, которые столкнулись с жизненными трудностями. Он предусматривает выплату малоимущим гражданам средств на определённые цели:

  • получение образования;
  • повышение квалификации;
  • поиск новой работы;
  • основание собственного бизнеса или подсобного хозяйства и т.д.

В чём отличие от обычных пособий

Оформляя такой контракт, человек обязуется потратить деньги именно на поставленную цель и в результате получить постоянный доход.

Соцконтракт — это договор между государством и гражданином, который заключают на период от 3 до 12 месяцев.

Власти предоставляют финансовую помощь, а получатель должен использовать её исключительно для достижения цели, указанной в соглашении. Просто потратить деньги «на себя» нельзя!

Впервые программа появилась в 2013 году и хорошо себя зарекомендовала. В кризисном 2020 году региональные власти активно поддержали её развитие, и уже с 2021 года оформить соцконтракт можно во всех уголках страны (исключением является Москва). Сейчас существует несколько типов такой выплаты, причём в каждом регионе могут действовать свои условия получения и использования средств.

Кто может оформить соцконтракт

Получить выплаты вправе малоимущие семьи, одинокие граждане и предприниматели/самозанятые.

3 основных требования к заявителям:

  1. Российское гражданство.
  2. Доход ниже регионального прожиточного минимума.
  3. Регистрация в регионе подачи заявления. Если человек прописан в другом ФО, то нужно предоставить справку, что месту регистрации он не оформлял соцконтракт.

Чтобы определить, является ли человек малоимущим, учитывают размер его доходов за последние три месяца и показатель прожиточного минимума в регионе подачи заявления. Если речь о семье, то подсчитывают сумму среднедушевого заработка, включая пособия и выплаты на детей. ИП и самозанятые могут признать малоимущими, если их доход от деятельности после вычета налогов оказывается ниже региональной минималки.

Оформить соцконтракт вправе также безработный человек, зарегистрированный в центре занятости. При этом выходное пособие при увольнении и компенсацию в случае сокращения не учитывают при расчёте дохода.

Отказ в оформлении соцконтракта могут получить люди, которые:

  • скрыли или намеренно приуменьшили размер своего заработка;
  • неправильно указали состав семьи при подаче заявления;
  • владеют дополнительной недвижимостью или авто.

Например, если у заявителя есть две квартиры, то его запрос на соцконтракт отклонят. Такой человек может сдавать жилплощадь в аренду и получать дополнительный доход. Это же касается владения несколькими машинами или земельными участками — «лишнюю» собственность можно продать и на эти деньги запустить бизнес или пройти обучение новой профессии.

Соцконтракт предназначен для людей, у которых нет средств и возможностей, чтобы самостоятельно преодолеть финансовые трудности и основать своё дело.

На что можно получить деньги

Сумма и порядок начисления выплат зависят от целей оформления соцконтракта. В 2023 году финансирование можно получить на:

  1. Поиск работы — заявителю начисляют финансовую помощь при заключении контракта, а также на протяжении трех месяцев после трудоустройства. По соцконтракту может оплачиваться стажировка, переобучение, повышение квалификации. Максимально можно получить 30 тыс. рублей.

Сроки поиска работы зависят от периода, на который заключен договор. По итогам заявитель должен найти новую должность со стабильным официальным доходом.

  1. Запуск своего бизнеса — получателю полагается разовая выплата в сумме до 350 тыс. рублей, а также может оплачиваться обучение навыкам ведения предприятия (до 30 тыс. рублей).

Нет никаких ограничений по виду бизнеса. Косметические услуги, изготовление мебели, выпечка тортов, ремонт смартфонов — главное, чтобы заработок был легальным и стабильным.

  1. Основание подсобного хозяйства — власти выплачивают до 200 тыс. рублей на развитие хозяйства и ещё до 30 тыс. на оплату обучения по деятельности.

Ограничений по видам изготовляемой продукции также нет. Можно выращивать овощи, фрукты, ягоды, цветы, декоративные растения и т.д. Важно, чтобы доход заявитель по итогу получал именно от реализации «плодов» своего труда.

  1. Помощь в сложной ситуации — человек может получать на протяжении 6 месяцев ежемесячные выплаты.

Суммы зависят от региона подачи заявления, правил, которые действуют в нём, и обстоятельств, с которыми столкнулся заявитель.

Важно! За потраченные деньги обязательно нужно отчитываться! В разных регионах действуют различные правила отчётности.

Выплату по соцконтракту можно направить на оплату обучающих курсов, покупку инвентаря, сырья, оборудования и техники, необходимых для ведения бизнеса. При этом требуется сохранять все чеки, квитанции, акты приёма/передачи работ и товаров и другие документы, которые подтверждают, на что именно ушли деньги.

В отдельных случаях нужно обосновать необходимость в той или иной покупке. Например, если вы хотите купить машину, то следует доказать, что нужна она именно для бизнеса, а не для личных потребностей.

Точный перечень целей, на которые разрешено тратить деньги, зависит от региона.

К примеру, власти одного ФО могут включить в список оплату аренды коммерческого помещения, а другого — уже нет, посчитав такие расходы не основными.

Как оформить соцконтракт

Заявление на соцконтракт можно подать через МФЦ или портал «Госуслуги».

Для этого нужно заполнить специальную форму и прикрепить к ней:

  • справку о составе семьи;
  • копию паспорта (заявителя и членов его семьи, а также свидетельства о рождении несовершеннолетних детей);
  • копию СНИЛС и ИНН;
  • справку о доходах, в которой отображены суммы заработка за последние 3 месяца;
  • реквизиты банковской карты (для получения государственных выплат можно использовать только карты платёжной системы «Мир»);
  • бизнес-план (если соцконтракт нужен для запуска своего дела или подсобного хозяйства).

Точный перечень документов следует уточнить в представительстве соцзащиты в своем регионе.

К составлению бизнес-план важно подойти ответственно.

Документ должен содержать:

  • описание будущего предприятия;
  • анализ рынка и конкурентов;
  • стратегию рекламного продвижения;
  • смету на покупку необходимого оборудования;
  • прогноз прибыли.

Для оформления бизнес-плана можно воспользоваться готовыми шаблонами, которых много в интернете.

Сроки рассмотрения

Рассмотрение заявлений физлиц обычно длится 10 дней. Срок может стать дольше, если понадобится запросить дополнительную информацию о получателе в государственных ведомствах.

Запросы от ИП и самозанятых могут проверять на протяжении 30 дней. Здесь сроки дольше, поскольку необходимо изучить бизнес-план. Заявления разбирает специальная комиссия, которая вправе задать заявителю дополнительные вопросы о его образе жизни, особенностях будущего бизнеса или обоснованности указанных расходов. В ходе собеседования специалисты могут оспорить предложенную смету и «забраковать» те или иные позиции. Например, человек указывает в списке будущих покупок дорогой ноутбук для ведения бухгалтерии — такое приобретение не согласуют, ведь можно использовать более дешёвую аналогичную технику. Если претензии не критичные, заявителю нужно просто исправить ошибки и подать запрос заново.

Обычно вердикт комиссия выносит сразу по итогам собеседования.

Если заявление или бизнес-план приняли, то в течение месяца должны сообщить, готов ли регион выделить средства для заключения соцконтракта. Отказ обязательно оформляют отдельным документом.

Обжаловать негативное решение комиссии можно, обратившись в вышестоящий орган соцзащиты или подав иск в суд.

Проверяет ли кто-то выполнение условий соцконтракта

За тем, выполняет ли гражданин все условия соглашения, следит специальная комиссия. Если соцконтракт оформлен на 12 месяцев, то в течение этого периода могут приехать проверяющие и запросить отчёт о проделанной работе (о визите сообщают заранее). Специалисты должны убедиться, что получатель выплат тратит деньги на указанную в договоре цель. Они смотрят, на самом деле ли он купил товары, указанные в смете, не использует ли он технику для личных нужд и т.д.

Самозанятые и ИП должны отчитываться о своих доходах через приложение «Мой налог». Предпринимателям также нужно вести кассовую книгу и ежемесячно предоставлять её в соцзащиту для проверки (можно присылать сканы книги по электронной почте).

Что будет, если не выполнить условия соглашения

В некоторых случаях государство может расторгнуть соцконтракт и потребовать возврата денег. Подобное возможно, если человек:

  • закрыл бизнес, запущенный за счёт субсидии;
  • выехал на ПМЖ за рубеж или в другой регион;
  • потратил средства не по назначению;
  • использовал приобретённую технику/инструменты/сырье не для бизнеса, а, например, для перепродажи;
  • предоставил ложные сведения о доходах и имуществе.

Сумму соцконтракта придётся перечислить обратно в бюджет, из которого её выплатили.

Разорвать договор человек может и по собственной инициативе в любой момент, написав соответствующее заявление. При этом субсидию также нужно перечислить обратно в казну.

Выводы

  • Соцконтракт — это соглашение, по которому государство предоставляет человеку/семье/ИП целевую финансовую помощь, необходимую для поиска работы, запуска своего дела или выхода из сложной жизненной ситуации.
  • Получить выплату могут только малообеспеченные люди, чей доход за последние 3 месяца ниже уровня прожиточного минимума в своем регионе. Если заявление подаёт семья, то учитывают среднедушевой заработок, а если предприниматель — то прибыль от его деятельности.
  • Оформить выплаты можно на поиск работы, старт своего дела, основание подсобного хозяйства и решение сложной жизненной ситуации. Суммы субсидии и сроки оформления договора зависят от типа соцконтракта и специфики каждого отдельного случая.
  • В каждом регионе действует свой список целей, на которые можно потратить деньги. Обычно средства можно использовать для оплаты профессионального обучения, покупки техники, инвентаря, сырья, необходимого для запуска бизнеса.
  • Чтобы оформить соцконтракт, необходимо подать через МФЦ или «Госуслуги» заявление, прикрепив к нему пакет документов (их точный перечень определяют региональные власти). Самозанятым и ИП нужно также предоставить бизнес-план.
  • Заявления рассматривает специальная комиссия, которая проверяет документы граждан и проводит собеседования.
  • Оформив выплату, необходимо регулярно отчитываться о расходах и доходах. Получателя средств также могут навещать проверяющие, чтобы убедиться, что он тратит деньги по назначению и соблюдает условия соцконтракта.
  • Государство вправе расторгнуть соглашение, если человек нарушает его положения. Сам гражданин также может по своей инициативе разорвать соцконтракт. В любом случае сумму субсидии нужно вернуть в региональный и федеральный бюджеты.

Источники:

 

  1. base.garant.ru
  2. garant.ru
  3. government.ru
  4. gosuslugi.ru
author photo
Анастасия ТкаченкоАвтор текстовВысшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».Финансист. Предприниматель.

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании