Должность финансового омбудсмена в России действует с 2018 года. Данный специалист решает денежные споры между гражданами и финансовыми учреждениями, не доводя дело до суда. Его услугами может воспользоваться любой человек, у которого возникли трудности в ходе взаимодействия с какой-либо компанией. В нашем материале рассмотрим, что нужно знать о функциях финансового омбудсмена и чем он может быть полезен клиентам МФО.
Основная задача финансового уполномоченного — досудебное решение денежных споров между финансовыми компаниями и их клиентами, физическими лицами. Омбудсмен — это независимый посредник: на его работу не могут влиять никакие должностные лица. Кстати, потому на эту работу не принимают тех, кто в последние три года был сотрудником кредитных учреждений.
Принципы деятельности финансового омбудсмена:
Должность финансового уполномоченного ввели для того, чтобы разгрузить Центробанк: в ведомство поступало много претензий, которые можно было рассмотреть и закрыть в досудебном порядке. Статистика такова: обоснованных (то есть таких, для рассмотрения которых имело смысл подавать судебный иск) жалоб оказалось менее 10% от общего числа. Поэтому было решено ввести дополнительную ступень для взаимодействия кредиторов и заёмщиков. Если ранее все жалобы, которые не удавалось решить с кредитором напрямую, люди оставляли в специальном разделе сайта ЦБ РФ, теперь их положено отправлять финомбудсмену. Благодаря этому решение споров ускорилось, а сопутствующие издержки — уменьшились.
Деятельность финансового уполномоченного регулирует профильный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (ФЗ №123).
Сейчас на должность главы Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного назначен Юрий Воронин.
Он защищает права потребителя финансовых услуг, то есть физического лица, которому по договору оказывают финансовую услугу, и она не связана с ведением предпринимательской деятельности.
Омбудсмена к деятельности разных финансовых сфер подключали постепенно:
Полный список всех компаний, которые должны сотрудничать с омбудсменом в обязательном порядке, есть на портале Банка России. А перечень организаций-«добровольцев» размещён на официальном сайте Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Решение по спорам омбудсмен, как правило, выносит без вызова сторон. Однако в особо сложных ситуациях проводят трехсторонние онлайн-встречи.
Это должен быть имущественный спор, например:
Сумма сделки, с которой можно обратиться к профессиональному арбитру, должна быть не более 500 000 рублей.
Если права заёмщика были нарушены, но сумма точно не установлена, подавать жалобу на такие действия МФО или банка по-прежнему следует в Центробанк. Это, например, следующие ситуации:
Если заёмщик сомневается, куда ему стоит обращаться со своей проблемой, на официальном сайте уполномоченного по финансовым спорам есть специальная форма, по которой он может проверить, кто должен заниматься его ситуацией.
Когда заёмщик считает, что его права нарушили, закон даёт ему возможность пожаловаться на это финомбудсмену не позднее чем через три года со дня нарушения.
Однако первый обязательный этап — жалоба непосредственно в кредитную организацию, с которой случился конфликт.
Заёмщик направляет кредитору заявление со списком претензий, которое обязаны рассмотреть за 15 рабочих дней после получения, если срок нарушения составляет не более шести месяцев, и 30 рабочих дней для всех иных случаев. К заявлению нужно приложить документы: подтвердить факт получения услуги, по которой возникла претензия, у данного кредитора.
По итогам рассмотрения жалобы заёмщику должны дать ответ:
Если кредитор оставил претензию заёмщика без ответа, либо заёмщик недоволен принятым решением, он имеет право обратиться с ней в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Жалобу здесь также обязаны будут рассмотреть минимум за 15 рабочих дней (если не потребуется техническая экспертиза и дело решают без посредников) и максимум за 40 рабочих дней (если есть нужда в проведении экспертизы и дело ведётся через посредников). В любом случае, это короче, чем если бы заёмщик подавал иск в суд.
Отправить обращение СОДФУ можно двумя путями:
Обращаться к финомбудсмену также можно не напрямую, а с помощью представителя. В этом случае необходимо приложить к указанным ниже материалам ещё и доверенность на представление интересов.
Если вы отправляете почтой письменную жалобу, укажите в ней следующие моменты:
Для удалённой жалобы понадобится заполнить электронную форму подачи обращений потребителя финансовых услуг. Перед этим требуется пройти регистрацию на сайте: сделать это можно с помощью профиля на порталах «Госуслуги» или ЕСИА.
К форме нужно будет прикрепить следующие документы:
Если в процессе подачи жалобы у заёмщика возникают вопросы, он может позвонить по контактному номеру 8 (800) 200-00-10 и получить консультацию специалиста СОДФУ или записаться на личный приём (ведётся по видеосвязи).
Спорные ситуации могут возникнуть при взаимодействии с любой компанией, - комментирует руководитель юридического отдела МФК «Честное слово» Даниил Белозеров. – Мы всегда стараемся решать конфликты «на месте», рассматриваем каждый случай индивидуально и достигаем взаимовыгодного компромисса. Главное, чтобы клиент вовремя обратился, если что-то пошло не так, и четко описал ситуацию. Нередко причиной спора становится обычное недоразумение или сбой в работе сайта, что очень легко решить.
Услуги посредника бесплатны для физлиц.
Однако финансовые учреждения, которые работают через него, в обязательном порядке отчисляют взносы в особый фонд, из которого и оплачивается деятельность омбудсмена. Базовая ставка — 17 тысяч рублей.
Возможные надбавки к ней прямо зависят от исхода дела для МФО или банка:
Задача специалиста – достичь мирового соглашения, которое устроит обе стороны конфликта. Поэтому он активно взаимодействует с компанией, на которую подали жалобу. Получив обращение от клиента, финомбудсмен:
Финансовый уполномоченный может принять сторону не заявителя, а компании, на которую пожаловались. В таком случае он должен объяснить свое решение. Если клиента не устраивает подобный исход, он вправе подать на организацию в суд.
Если вердикт в пользу заявителя, то финомбудсмен устанавливает срок, в течение которого компания должна выполнить определенные требования (выплатить компенсацию, предоставить какие-либо услуги, вернуть переплату и т.д.). Обычно данный период составляет 10-30 календарных дней.
Клиент вправе дополнительно взыскать с компании штраф в размере 50 % от суммы спора, если она нарушает свои обязательства. Но сделать это можно только через суд.
Обратившись к финомбудсмену, важно не пускать ситуацию на самотек, а контролировать происходящее. Именно заявитель в первую очередь заинтересован в том, чтобы компания выполнила свои обязательства, поэтому ему следует отслеживать сроки выплаты компенсаций и прочие нюансы соглашения.
Когда омбудсмен заканчивает рассмотрение дела и выносит по нему вердикт, тот вступает в силу спустя 10 рабочих дней со дня проставления подписи. Если заёмщик не удовлетворён решением финансового уполномоченного, он имеет право обратиться в суд — с заявлением и копией вынесенного вердикта. Сделать это необходимо в течение 40 рабочих дней после проставления подписи.
Если решением финансового уполномоченного недоволен кредитор, у него тоже есть право обжаловать дело в суде, однако в этом случае придётся уложиться в наполовину меньший срок — у банка или МФО есть на подачу документов только 20 рабочих дней спустя подписания омбудсменом решения.
Когда омбудсмен выносит решение, он указывает срок, в который его должны исполнить. Копии решения СОДФУ направляет заёмщику и кредитору.
Финансовые управляющие не следят за выполнением решения. Если МФО игнорирует вердикт арбитра, то сообщить об этом должен сам потребитель.
В случае неисполнения решения финуполномоченного заёмщику следует отправить омбудсмену запрос — на выдачу удостоверения. Оно выступает как исполнительный документ для Федеральной службы судебных приставов. Успеть запросить удостоверение нужно за три месяца со дня, когда решение финомбудсмена получило силу. Далее ФССП займётся принуждением кредитора к выполнению требований. Если кредитор и после этого продолжит игнорировать решение омбудсмена, заёмщик может подать на него в суд. В этом случае ему назначат дополнительную компенсацию: обычно это 50% от суммы, которую кредитора обязали вернуть заёмщику по решению правозащитника.
Узнать подробности о деятельности Службы финансового уполномоченного можно на её официальном портале finombudsman.ru. Здесь публикуют данные о всех спорах, которые рассмотрел омбудсмен. Однако беспокоиться, что ваши данные выложат в открытый доступ, если вы обратитесь за помощью к правозащитнику, не стоит.
Информация о физлицах не разглашается.
На сайте финансового уполномоченного можно узнать о:
Кроме того, на сайте размещена информация о:
Институт финансового омбудсмена помогает заёмщикам в разы сократить время на решение спора с кредитором и защитить свои права. Главное — действовать грамотно и последовательно. А банки и МФО существование финансового уполномоченного должно дисциплинировать: ведь за споры с заёмщиками закон обязывает их переводить денежные взносы в специальный фонд.
Если после этой статьи у вас остались вопросы о работе омбудсмена, зайдите в раздел «Информация клиенту» на сайте МФК «Честное слово». Здесь размещена «Памятка для потребителей по взаимодействию с финансовым уполномоченным», которая поможет полнее разобраться в его услугах.
Источники: