Телефонное мошенничество остается основным методом работы аферистов. Это простой и дешевый способ подобраться к потенциальным жертвам, похитить их персональные данные, а затем и деньги. Часто преступники подделывают номера телефонов банков и звонят от имени их представителей. Как узнать, кто звонил по телефону, и как правильно разговаривать с мошенниками, узнаем из этой статьи.
С телефонным мошенничеством россияне сталкиваются регулярно, потому многие люди привыкли не отвечать на звонки от неизвестных номеров. В ответ аферисты научились подделывать контакты крупных банков и других организаций, применяя SIP-протокол интернет-телефонии. Это один из способов обмена данными, в том числе голосовыми, в сети интернет, который позволяет мошенникам задать номер исходящего звонка и выдать себя за сотрудника любой компании.
Сама по себе SIP-телефония законна: все зависит от задач, для которых ее применяют. Например, человек может задать свой собственный номер для связи с родными или друзьями, либо позвонить деловому партнеру, используя рабочие контакты. Незаконно использование этой технологии лишь в мошеннических целях.
Подделав номер телефона банка, аферисты могут:
Мошенники могут действовать и без таких сложных ухищрений: например, использовать номер телефона, который на одну цифру отличается от официальных контактов известной компании. Обычно люди понимают, откуда им звонят, «на глаз», запомнив несколько первых или последних цифр в номере. Поэтому аферистам достаточно создать максимально похожую комбинацию для новых схем обмана.
Если аферисты подключили SIP-телефонию, поддельный номер может в точности повторять настоящий. В этом случае можно использовать простой способ защититься от обмана: сохранить официальные контакты своего банка в телефоне и подписать их, например, «Мой Банк». В таком случае, при звонке мошенников, на экране высветится только цифровая комбинация, а не распознанный контакт, и это укажет на необходимость быть внимательным.
В связи с тем, что не всегда получается узнать, кто звонил по номеру банка, эксперты советуют вообще не поднимать трубку. Лучше нажать на сброс вызова, а затем самостоятельно перезвонить на официальную горячую линию компании. Эти контакты всегда указаны на обратной стороне вашей платежной карты!
Еще один способ обезопасить себя – установить на смартфон приложение для распознавания телефонных номеров. Программа использует доступные базы данных операторов мобильной связи и список контактов, сохраненных на устройстве, а потому быстро определяет, кто звонит.
Эти программы используют собственные базы контактов, информацию операторов мобильной связи и других открытых источников. Когда кто-то звонит, приложение анализирует доступную информацию и показывает, кому принадлежит номер. Технология также предупреждает о подозрительных абонентах, спаме, звонках из-за границы.
В число наиболее популярных приложений входят:
Чтобы использовать программу безопасно, ее нужно загрузить из надежного источника, например, в PlayMarket. Не стоит устанавливать приложения с непроверенных сайтов или из рекламных рассылок.
Большинство программ показывают, кто звонил по номеру телефона, бесплатно, но также предлагают и премиум-версию. Расширенный доступ обходится не менее 100 рублей в месяц и включает в себя дополнительные опции: например, возможность работать в офлайн-режиме, проверку безопасности ссылок в SMS-сообщениях, автоматическую запись разговоров, режим автоответчика и т.д. Чтобы решить, стоит ли подключать платную подписку, изучите премиум-функции и подумайте, нужны ли они вам.
Важно! Программы-определители весьма эффективны, но не стоит полагаться только на них. Аферисты придумывают новые способы подделки телефонных номеров, поэтому важно не терять бдительность.
Даже если определитель подтвердил, что звонят вам именно из банка, нужно все равно следить за разговором. Насторожиться следует, если:
Помните, что сотрудники банка не так уж часто звонят клиентам. Обычно они предлагают новые продукты, например кредиты или депозиты, но никогда не просят совершать операции по счетам и картам. Любые действия касательно хранения и использования средств всегда происходят по инициативе держателя счета. Также помните, что служба безопасности банка не звонит гражданам, чтобы сообщить о блокировке карты или других ЧП. Если человек совершает нетипичную транзакцию и его счет «замораживают», это происходит автоматически. Для разблокировки клиент должен сам позвонить сотруднику банка, рассказать о случившемся и подать запрос на «разморозку».
Представители Центробанка объяснили, что «молчаливые» звонки – это проверка перед основной схемой мошенничества. Так аферисты анализируют:
Преступники актуализируют имеющуюся базу контактов, а затем обзванивают потенциальных жертв под видом сотрудников банков или других крупных компаний. Изначально номера телефонов мошенники могут получать, покупая их на «черном рынке».
Существует миф, что преступники записывают телефонные разговоры, вычленяя из них фразы «да», «нет», «подтверждаю», «отказываюсь», «соглашаюсь» и т.д. Якобы образцы голоса можно использовать, чтобы удаленно совершать разные финансовые операции от имени владельца счета (подтверждать перевод средств, оформление кредитов и т.д.). Но это не так.
Образцы голоса являются элементом биометрии, которую собирают банки. Но их недостаточно для полной идентификации личности человека, а потому организации не используют такой метод подтверждения операций. Запустить оформление ссуды одной лишь фразой «да» по телефону невозможно: банки не будут так рисковать и создавать дополнительные лазейки для мошенников.
Источники: