Мне не понравился подарок. Можно ли его вернуть в магазин без чека?

Мне не понравился подарок. Можно ли его вернуть в магазин без чека? - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстов Высшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Финансист. Предприниматель.

Иногда так случается, что даже самый дорогой подарок может не понравиться человеку. В таком случае мы «случайно» забудем его в комоде или передарим. Но что если этот товар можно сдать в магазин, где его найдет тот, кто его давно искал? Можно ли вернуть подаренные вещи в магазин? Разбираемся.

Содержание
 
 

Можно ли вернуть подаренный товар?

Подаренный товар можно вернуть, но не во всех случаях. Одной из основных проблем считается отсутствие чека. Все-таки не принято объявлять виновнику торжества цену за его подарок. Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», непродовольственный товар в надлежащем виде можно вернуть или обменять в течение двух недель с момента его приобретения. После этого срока — только если обнаружен «существенный недостаток». Проще говоря, если товар сломался. В этом случае вернуть его можно в оговоренный в документе период. На карту деньги поступят в срок от 3 до 30 дней — в зависимости от условий банка. Возвратить стоимость покупки можно сразу, если товар был приобретен в тот же день. Однако не все можно вернуть. В постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 года приведен перечень товаров, которые нельзя вернуть. Вот несколько из них:

  • продукты;
  • парфюмерия и косметика;
  • предметы личной гигиены;
  • электроника и бытовая техника;
  • ювелирные изделия;
  • автомобили;
  • мебельные гарнитуры;
  • животные и растения.

Эти категории можно вернуть только при обнаружении серьезного недостатка (брака). Так, вы с легкостью сможете вернуть кофточку, а вот нижнее белье — нет. Его придется либо хранить, либо передаривать.

Отдельно стоит поговорить о технически сложных товарах. Для них установлен особый порядок возврата. Роспотребнадзор в постановлении «О правилах возврата и обмена технически сложного товара» разъяснил, что относится к этой категории, а также как вернуть товары из нее. Технически сложные товары — это, например:

  • телевизоры;
  • цифровые фото- и видеокамеры;
  • часы, включая наручные, карманные, электронные и т.д.;
  • компьютеры и системные блоки;
  • оборудование навигации;
  • автомобили.

Вернуть в магазин их можно в течение 15 дней, если предъявить причины и указать причину возврата, например отступ от требований к качеству товара (абз. 8 п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).

Стоит также остановиться на товарах, которые были куплены в интернете. Их можно вернуть. Исключение составляет та продукция, которая была изготовлена по спецзаказу. Однако стоит учесть, что сроки возврата здесь составляют не две недели, а одну (п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Ранее «Честное слово» в материале «Как вернуть товар, купленный в интернете?» уже перечисляла этот перечень.

Кратко напомним порядок возврата денег на карту:

  1. Написать заявление, подробно рассказать о причине возврата.
  2. Прикрепить к заявлению необходимые документы, например чек.
  3. Согласовать с продавцом возврат, обговорив временной период, способ получения суммы и т.д.
  4. Взять накладную, доказывающую возврат товара и денег.

Мне не понравился подарок. Можно ли его вернуть в магазин без чека? - 2

После этого нужно будет дождаться поступления средств.

Можно ли вернуть подарок, если чек отсутствует?

В п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что вернуть товар в магазин можно и без чека. При его отсутствии продавец может посмотреть данные в электронной базе или же сделать сверку кассовой ленты. В случае отказа покупатель должен будет обратиться в Роспотребнадзор с претензией. Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» деньги вернутся в руки владельца в течение 10 дней со дня ее предъявления. В случае задержки продавец будет вынужден выплатить неустойку равной одному проценту цены товара.

Но тут стоит помнить: нужно доказать, что товар был куплен в этом магазине (п.1 ст.25 Закона «О защите прав потребителей»). Доказательством могут служить свидетельские показания, например если покупка совершалась при друге или брате. Они будут оформлены в письменном виде и отданы в магазин. Есть еще два варианта:

  1. Сопутствующая документация или фирменная упаковка. На последнем, как правило, размещаются логотипы ТЦ и конкретного магазина. Документацией может быть, скажем, гарантийный талон, на котором можно увидеть адрес магазина или фамилию продавца.
  2. SMS или чеки от банка о покупке, если товар был оплачен картой. В истории трансакций можно отыскать необходимую оплату и запросить чек, в котором также будет указан адрес магазина, в котором приобретался товар.

Хранить чеки и квитанции, подтверждающие важные финансовые операции – это полезная финансовая привычка, - отмечает руководитель юридического отдела МФК «Честное слово» Даниил Белозеров. – Это особенно важно, если вы совершаете крупные покупки или погашаете заём. Сохранив чек, вам будет проще защищать свои права в спорных ситуациях.

Что делать, если товар был оплачен в интернет-магазине кредиткой?

Если вы приобрели товар по кредитной карте и теперь думаете, что возникнут трудности при возврате средств, можем сказать сразу: это заблуждение. Неважно, какой картой был оплачен товар: дебетовой или кредитной. Деньги поступят на счет в течение двух недель, если это обычный магазин, и в течение недели, если онлайн. В ст.22 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что при отказе от технически сложного товара время возврата денег на карту — до 30 дней.

Можно ли вернуть деньги за подарочные карты?

Для начала нужно разобраться, какие бывают подарочные карты. Они разделяются на два вида.

  1. К первым относятся карты и сертификаты, которые приобретаются, чтобы в дальнейшем использоваться. Они покупаются так же, как любой другой продукт.
  2. Второй вид — карты, которые приобретаются в подарок либо реализуются в результате рекламных акций. Этот вид достается бесплатно.

Роспотребнадзор опубликовал информацию «О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты», в котором назвал их неким авансом (предоплатой) за товары, которые будут приобретены в будущем. Возвратить всю сумму, а также средства, которые остались на любом из двух видов карт, можно. Но существует риск столкнуться с рядом трудностей:

  1. Отсутствие чека. При приобретении сертификата вам обязаны предоставить чек. Он подтверждает факт покупки. Такое же правило действует, если оплата была произведена подарочной картой или сертификатом.
  2. Закончился срок действия. Согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ, продавец должен возвратить деньги покупателю, который приобрел сертификат, но не смог вовремя им воспользоваться.
  3. Остаток на счете невозвратим. Часто стоимость товара при покупке ниже, чем заявленная в подарочной карте или сертификате. Разница является остатком на счете, которую покупатель вправе получить наличными или переводом на карту. Также возможно по договоренности сторон докупить что-то, а разницу доплатить.

Предположим, вы хотите вернуть подарочную карту, а продавец настаивает. Это может расцениваться как ущемление прав потребителя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителя»).

Вернуть подарочный сертификат по истечении срока годности можно. В судебной практике Верховный суд вместе с Роспотребнадзором встают, как правило, на сторону покупателя. Так в 2018 году ВС РФ опубликовал определение № 305-АД18-18522 по делу N А40-202419/2017, в котором пояснил, что подарочная карта представляет собой некий аванс — и отказ продавца принимать ее в оплату будет считаться его обогащением. Эта позиция также соответствует правовой позиции, которая изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-КГ15-7 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498.

Однако в судебной практике можно заметить и другие случаи. В 2020 году Верховный суд вынес определение № 2-8173/2018 по делу N 78-КГ20-3, где принял позицию продавца. Суду не было ясно, почему покупатель не захотел урегулировать спор мирно. При этом нижестоящие инстанции принимали позицию покупателя.

Подводим итог

  1. Вернуть деньги за подарки можно, но существует ряд ограничений.
  2. Стоит также помнить про время. Напомним: лучше возвращать товары в день совершения покупки. Если же такое не удалось, у вас есть 14 дней на то, чтобы сдать подарок в магазин.
  3. В интернете срок возврата сокращается до 7 дней и не зависит от того, какой именно картой — дебетовой или кредитной — была оплачена покупка.
  4. Также не стоит забывать про товары, которые считаются технически сложными (срок возврата до 30 дней), и те, что нельзя вернуть.
  5. Подарочный сертификат можно вернуть независимо от того, кем он был приобретен, а также несмотря на срок годности.

Еще больше о защите своих прав и финансов читайте в других материалах нашего блога. Узнайте, как эффективно вести личный бюджет, избегать ненужных трат и защищаться от мошенников.

Источники:

  1. consultant.ru
  2. duma.gov.ru
  3. rskrf.ru
  4. rospotrebnadzor.ru
  5. rospotrebnadzor.ru

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании