Иногда так случается, что даже самый дорогой подарок может не понравиться человеку. В таком случае мы «случайно» забудем его в комоде или передарим. Но что если этот товар можно сдать в магазин, где его найдет тот, кто его давно искал? Можно ли вернуть подаренные вещи в магазин? Разбираемся.
Подаренный товар можно вернуть, но не во всех случаях. Одной из основных проблем считается отсутствие чека. Все-таки не принято объявлять виновнику торжества цену за его подарок. Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», непродовольственный товар в надлежащем виде можно вернуть или обменять в течение двух недель с момента его приобретения. После этого срока — только если обнаружен «существенный недостаток». Проще говоря, если товар сломался. В этом случае вернуть его можно в оговоренный в документе период. На карту деньги поступят в срок от 3 до 30 дней — в зависимости от условий банка. Возвратить стоимость покупки можно сразу, если товар был приобретен в тот же день. Однако не все можно вернуть. В постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 года приведен перечень товаров, которые нельзя вернуть. Вот несколько из них:
Эти категории можно вернуть только при обнаружении серьезного недостатка (брака). Так, вы с легкостью сможете вернуть кофточку, а вот нижнее белье — нет. Его придется либо хранить, либо передаривать.
Отдельно стоит поговорить о технически сложных товарах. Для них установлен особый порядок возврата. Роспотребнадзор в постановлении «О правилах возврата и обмена технически сложного товара» разъяснил, что относится к этой категории, а также как вернуть товары из нее. Технически сложные товары — это, например:
Вернуть в магазин их можно в течение 15 дней, если предъявить причины и указать причину возврата, например отступ от требований к качеству товара (абз. 8 п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).
Стоит также остановиться на товарах, которые были куплены в интернете. Их можно вернуть. Исключение составляет та продукция, которая была изготовлена по спецзаказу. Однако стоит учесть, что сроки возврата здесь составляют не две недели, а одну (п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Ранее «Честное слово» в материале «Как вернуть товар, купленный в интернете?» уже перечисляла этот перечень. Кратко напомним порядок возврата денег на карту:
После этого нужно будет дождаться поступления средств.
В п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что вернуть товар в магазин можно и без чека. При его отсутствии продавец может посмотреть данные в электронной базе или же сделать сверку кассовой ленты. В случае отказа покупатель должен будет обратиться в Роспотребнадзор с претензией. Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» деньги вернутся в руки владельца в течение 10 дней со дня ее предъявления. В случае задержки продавец будет вынужден выплатить неустойку равной одному проценту цены товара.
Но тут стоит помнить: нужно доказать, что товар был куплен в этом магазине (п.1 ст.25 Закона «О защите прав потребителей»). Доказательством могут служить свидетельские показания, например если покупка совершалась при друге или брате. Они будут оформлены в письменном виде и отданы в магазин. Есть еще два варианта:
Если вы приобрели товар по кредитной карте и теперь думаете, что возникнут трудности при возврате средств, можем сказать сразу: это заблуждение. Неважно, какой картой был оплачен товар: дебетовой или кредитной. Деньги поступят на счет в течение двух недель, если это обычный магазин, и в течение недели, если онлайн. В ст.22 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что при отказе от технически сложного товара время возврата денег на карту — до 30 дней.
Для начала нужно разобраться, какие бывают подарочные карты. Они разделяются на два вида.
Роспотребнадзор опубликовал информацию «О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты», в котором назвал их неким авансом (предоплатой) за товары, которые будут приобретены в будущем. Возвратить всю сумму, а также средства, которые остались на любом из двух видов карт, можно. Но существует риск столкнуться с рядом трудностей:
Предположим, вы хотите вернуть подарочную карту, а продавец настаивает. Это может расцениваться как ущемление прав потребителя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителя»).
Вернуть подарочный сертификат по истечении срока годности можно. В судебной практике Верховный суд вместе с Роспотребнадзором встают, как правило, на сторону покупателя. Так в 2018 году ВС РФ опубликовал определение № 305-АД18-18522 по делу N А40-202419/2017, в котором пояснил, что подарочная карта представляет собой некий аванс — и отказ продавца принимать ее в оплату будет считаться его обогащением. Эта позиция также соответствует правовой позиции, которая изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-КГ15-7 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498.
Однако в судебной практике можно заметить и другие случаи. В 2020 году Верховный суд вынес определение № 2-8173/2018 по делу N 78-КГ20-3, где принял позицию продавца. Суду не было ясно, почему покупатель не захотел урегулировать спор мирно. При этом нижестоящие инстанции принимали позицию покупателя.
Вернуть деньги за подарки можно, но существует ряд ограничений. Стоит также помнить про время. Напомним: лучше возвращать товары в день совершения покупки. Если же такое не удалось, у вас есть 14 дней на то, чтобы сдать подарок в магазин. В интернете срок возврата сокращается до 7 дней и не зависит от того, какой именно картой — дебетовой или кредитной — была оплачена покупка. Также не стоит забывать про товары, которые считаются технически сложными (срок возврата до 30 дней), и те, что нельзя вернуть. Подарочный сертификат можно вернуть независимо от того, кем он был приобретен, а также несмотря на срок годности.
Источники: