Иногда так случается, что даже самый дорогой подарок может не понравиться человеку. В таком случае мы «случайно» забудем его в комоде или передарим. Но что если этот товар можно сдать в магазин, где его найдет тот, кто его давно искал? Можно ли вернуть подаренные вещи в магазин? Разбираемся.
Подаренный товар можно вернуть, но не во всех случаях. Одной из основных проблем считается отсутствие чека. Все-таки не принято объявлять виновнику торжества цену за его подарок. Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», непродовольственный товар в надлежащем виде можно вернуть или обменять в течение двух недель с момента его приобретения. После этого срока — только если обнаружен «существенный недостаток». Проще говоря, если товар сломался. В этом случае вернуть его можно в оговоренный в документе период. На карту деньги поступят в срок от 3 до 30 дней — в зависимости от условий банка. Возвратить стоимость покупки можно сразу, если товар был приобретен в тот же день. Однако не все можно вернуть. В постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 года приведен перечень товаров, которые нельзя вернуть. Вот несколько из них:
Эти категории можно вернуть только при обнаружении серьезного недостатка (брака). Так, вы с легкостью сможете вернуть кофточку, а вот нижнее белье — нет. Его придется либо хранить, либо передаривать.
Отдельно стоит поговорить о технически сложных товарах. Для них установлен особый порядок возврата. Роспотребнадзор в постановлении «О правилах возврата и обмена технически сложного товара» разъяснил, что относится к этой категории, а также как вернуть товары из нее. Технически сложные товары — это, например:
Вернуть в магазин их можно в течение 15 дней, если предъявить причины и указать причину возврата, например отступ от требований к качеству товара (абз. 8 п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).
Стоит также остановиться на товарах, которые были куплены в интернете. Их можно вернуть. Исключение составляет та продукция, которая была изготовлена по спецзаказу. Однако стоит учесть, что сроки возврата здесь составляют не две недели, а одну (п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Ранее «Честное слово» в материале «Как вернуть товар, купленный в интернете?» уже перечисляла этот перечень.
Кратко напомним порядок возврата денег на карту:
После этого нужно будет дождаться поступления средств.
В п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что вернуть товар в магазин можно и без чека. При его отсутствии продавец может посмотреть данные в электронной базе или же сделать сверку кассовой ленты. В случае отказа покупатель должен будет обратиться в Роспотребнадзор с претензией. Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» деньги вернутся в руки владельца в течение 10 дней со дня ее предъявления. В случае задержки продавец будет вынужден выплатить неустойку равной одному проценту цены товара.
Но тут стоит помнить: нужно доказать, что товар был куплен в этом магазине (п.1 ст.25 Закона «О защите прав потребителей»). Доказательством могут служить свидетельские показания, например если покупка совершалась при друге или брате. Они будут оформлены в письменном виде и отданы в магазин. Есть еще два варианта:
Хранить чеки и квитанции, подтверждающие важные финансовые операции – это полезная финансовая привычка, - отмечает руководитель юридического отдела МФК «Честное слово» Даниил Белозеров. – Это особенно важно, если вы совершаете крупные покупки или погашаете заём. Сохранив чек, вам будет проще защищать свои права в спорных ситуациях.
Если вы приобрели товар по кредитной карте и теперь думаете, что возникнут трудности при возврате средств, можем сказать сразу: это заблуждение. Неважно, какой картой был оплачен товар: дебетовой или кредитной. Деньги поступят на счет в течение двух недель, если это обычный магазин, и в течение недели, если онлайн. В ст.22 Закона «О защите прав потребителей» говорится, что при отказе от технически сложного товара время возврата денег на карту — до 30 дней.
Для начала нужно разобраться, какие бывают подарочные карты. Они разделяются на два вида.
Роспотребнадзор опубликовал информацию «О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты», в котором назвал их неким авансом (предоплатой) за товары, которые будут приобретены в будущем. Возвратить всю сумму, а также средства, которые остались на любом из двух видов карт, можно. Но существует риск столкнуться с рядом трудностей:
Предположим, вы хотите вернуть подарочную карту, а продавец настаивает. Это может расцениваться как ущемление прав потребителя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителя»).
Вернуть подарочный сертификат по истечении срока годности можно. В судебной практике Верховный суд вместе с Роспотребнадзором встают, как правило, на сторону покупателя. Так в 2018 году ВС РФ опубликовал определение № 305-АД18-18522 по делу N А40-202419/2017, в котором пояснил, что подарочная карта представляет собой некий аванс — и отказ продавца принимать ее в оплату будет считаться его обогащением. Эта позиция также соответствует правовой позиции, которая изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-КГ15-7 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498.
Однако в судебной практике можно заметить и другие случаи. В 2020 году Верховный суд вынес определение № 2-8173/2018 по делу N 78-КГ20-3, где принял позицию продавца. Суду не было ясно, почему покупатель не захотел урегулировать спор мирно. При этом нижестоящие инстанции принимали позицию покупателя.
Еще больше о защите своих прав и финансов читайте в других материалах нашего блога. Узнайте, как эффективно вести личный бюджет, избегать ненужных трат и защищаться от мошенников.
Источники: