Как вернуть товар, купленный в интернете?

Возврат покупок

Интернет даёт возможность совершать покупки быстро, удобно и эффективно. Но минусы тоже есть: выбирая товар заочно, легко промахнуться с размером, цветом или другими его свойствами. Да и само приобретение может оказаться с браком или сильно отличаться от описания в интернет-магазине. Если вы попали в такую ситуацию, узнайте, как вернуть товар, который вам не подошёл. К тому же, впереди «чёрная пятница», а значит, эта информация точно может пригодиться!

Законодательные основания для возврата товаров

«Закон о защите прав потребителей» наделяет покупателя правом обменять или вернуть дистанционную покупку, которая ему не подошла. Под дистанционным подразумевают всё, что выбрано и оплачено в онлайн-магазине. Если вы платите за товар после получения, такая покупка уже считается розничной. Также закон объясняет, какие товары можно вернуть, а какие - нельзя.

Чтобы на рынке онлайн-торговли царил порядок, интернет-магазины обязали следовать основным правовым актам:

  • Ст.26.1 «Закона о защите прав потребителей». Согласно его положениям, товар, купленный онлайн, можно вернуть:
  • до момента передачи покупателю – в любое время;
  • после передачи покупателю – в течение 7 дней при условии, что получатель не нарушил потребительские свойства и изначальный внешний вид товара, а также сохранил документы, подтверждающие факт покупки: чек, акт приёма/передачи и т.д.
  • Постановление о правилах дистанционной торговли №2463 от 31.12.2020 года. Оно регулирует взаимодействие между потребителями и продавцами в ходе дистанционной торговли.

Важно знать, что эти нормы распространяются только на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, но если вы оформили покупку у частного лица на «Юле» или «Авито», то вернуть товар, опираясь на требования закона, не получится.

Кроме того, закон устанавливает лишь общие правила возврата, а далее у каждого продавца будет своё видение, как вернуть товар в интернет-магазин. Например, у каждого магазина может быть своя форма заявления на возврат/обмен продукции и способ её подачи.

По каким причинам можно вернуть товар?

Вот - самые распространённые причины, которые дают покупателю право вернуть онлайн-покупку:

  • Товар оказался ненадлежащего качества. Покупатель нашёл производственный брак, механические повреждения по вине продавца или транспортной компании, какие-либо другие дефекты.
  • Вещь не подошла по размеру, цвету, фасону, эксплуатационным характеристикам.
  • Товар не соответствует описанию на сайте продавца. Если фото и свойства продукции, указанные на странице онлайн-магазина, не отвечают действительности, товар можно вернуть, даже если он входит в список невозвратных.
  • Продавец завысил цену товара уже после оформления покупки или включил в заказ дополнительные платные услуги.

Также потребитель вправе вернуть товар, купленный дистанционно, даже если он просто передумал его покупать.

Какие товары нельзя вернуть?

Если ранее нельзя было вернуть только продукцию, изготовленную по индивидуальному заказу, то в 2021 году правительство утвердило перечень невозвратных товаров для магазинов онлайн-торговли. Согласно Постановлению №2463, в этот список вошли:

  • ткани;
  • кабельная продукция;
  • животные;
  • предметы личной гигиены;
  • бельё и чулочно-носочные изделия;
  • отрезные отделочные и строительные материалы (линолеум, ковролин, плёнка и т.д.);
  • бытовая химия, агрохимикаты;
  • парфюмерная и косметическая продукция;
  • медицинские товары, лекарства, санитарные изделия из резины, металла, текстиля, средства для гигиены полости рта, очки и линзы;
  • ёмкости и принадлежности для транспортировки, хранения и употребления пищевых продуктов, включая одноразовые изделия;
  • изделия из драгоценных камней и металлов;
  • мебель бытового назначения;
  • бытовые плавсредства, автомобили, вело- и мототовары, прицепы, малая сельскохозяйственная техника;
  • технически сложные бытовые изделия с гарантией производителя от 1 года;
  • растения;
  • патроны и гражданское оружие;
  • непериодические издания.

По-прежнему нельзя обменять или потребовать обратно деньги за вещи, изготовленные по индивидуальному заказу: например, за платье, сшитое по меркам покупателя. Продукты питания можно вернуть, только если они испорчены или просрочены.

Что можно требовать, получив некачественный товар?

Если покупка, которую вы приобрели онлайн, оказалась бракованной, вы вправе потребовать от продавца:

  • заменить товар аналогичной моделью надлежащего качества;
  • заменить товар на другую продукцию с пересчётом стоимости;
  • скидку, равную выявленным дефектам;
  • бесплатный ремонт вещи или компенсацию расходов на самостоятельное устранение повреждений;
  • полный возврат средств.

Если товар входит в список технически сложной продукции (перечень утвержден Постановлением Правительства №924 от 10.01.2011 года), то покупатель может либо вернуть за него деньги, либо заменить аналогичной моделью без дефектов.

Если товар качественный

Вернуть товар на Вайлдбериз или в другой онлайн-магазин реально, даже если вам просто не подошёл размер или цвет. Сделать это можно при условии:

  • наличия чека, товарной накладной или другого документа, подтверждающего факт вашей покупки в определённом магазине;
  • сохранения товарного вида и свойств товара;
  • сохранения целостности фабричных бирок, пломб, этикеток.

Если вы успели выбросить чек, то подтвердить покупку можно выпиской со своего банковского счёта или карты, где значится перевод денег на счёт магазина. В качестве других доказательств можно предъявить скрин переписки с продавцом, данные об оформлении заказа в личном кабинете на сайте онлайн-магазина, показания свидетелей покупки.

Пункт о сохранении товарного вида касается самого товара, а не упаковки. Продавец не может отказать в возврате из-за того, что вы вскрыли пакет с вещью.

Порядок возврата товара в интернет-магазин

Чтобы вернуть качественный товар, необходимо написать заявление, прикрепить к нему документы, которые подтверждают покупку в магазине, и отправить пакет продавцу. Согласовав возврат, перешлите товар обратно почтой или курьером, получите от магазина накладную и дождитесь поступления денег на карту, с которой вы оплачивали заказ.

Если товар бракованный, придётся собрать больше документов, чтобы отправить посылку обратно:

  • претензию к продавцу по стандартному образцу либо заявление на возврат продукции с указанием выявленных дефектов;
  • чек или иные документы, подтверждающие покупку в магазине;
  • акт доставки товара, в котором указаны дефекты продукции;
  • техническую документацию, которая прилагалась к товару (при наличии таковой).

Товар вместе с документами придётся отправлять за свой счёт.

Как правило, заявление на возврат товара и бланк претензии можно найти на сайте продавца. Их необходимо скачать и заполнить самостоятельно. Оформите претензию в двух экземплярах, перечислив в ней свои требования: обмен бракованной продукции или возврат средств, и отправьте в магазин. Продавец вправе забрать товар на экспертизу, чтобы удостовериться, что причиной повреждения не были действия покупателя. Если онлайн-магазин игнорирует претензию и не отвечает, обращайтесь в Роспотребнадзор или суд.

Если вы решили не менять испорченную вещь, а получить обратно деньги, продавец обязан вернуть полную сумму покупки в течение 10 дней с момента возврата товара.

Полезные советы

Чтобы безопасно покупать в интернете, выбирайте проверенные торговые площадки, где соблюдают права потребителей. Заранее узнайте, можно ли вернуть товар, который вы покупаете, или он входит в список невозвратных. Убедитесь, что на сайте опубликованы правила возврата и при необходимости уточните порядок действий у продавца. Сохраняйте чеки и переписку с магазином, не спешите срывать с товара этикетки и пломбы. Бережно отнеситесь к купленной вещи, если не уверены, что хотите её оставить: товар с загрязнениями, царапинами и другими признаками использования вернуть не получится.