Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей

Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстов Высшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Финансист. Предприниматель.

Российский рынок взыскания пережил период стихийного роста и плавно перешел под контроль регулятора. Для защиты прав заёмщиков и более эффективной работы отрасли участники рынка регулярно разрабатывают поправки к профильному законодательству. В 2022 году вступают в силу новые ограничения для коллекторов, о которых стоит знать для развенчивания мифов о взыскателях.

Содержание
 
 

Что нужно знать о регулировании работы коллекторов?

Деятельность профессиональных взыскателей регламентирует закон № 230-ФЗ от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Документ определяет:

  • какие компании вправе выкупать долги и заниматься их взысканием;
  • правила взаимодействия коллекторов и должников;
  • права и ограничения взыскателей;
  • права неплательщиков;
  • ответственность сторон в случае нарушения норм закона.

Официальным регулятором рынка взыскания является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Она ведет реестр легальных игроков отрасли, отслеживает и рассматривает случаи нарушения прав должников, следит за тем, чтобы коллекторы выполняли предписания и нормы закона. Список законно действующих коллекторских компаний можно найти на сайте ведомства и проверить, есть ли разрешение на взыскание долгов у той или иной организации.

Одним из важнейших игроков рынка также выступает Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) — саморегулируемая организация (СРО), которая устанавливает взаимоотношения между взыскателями, гражданами и государственными органами. Она создает деловые и этические стандарты работы коллекторов, участвует в разработке законов, влияющих на деятельность отрасли, а также представляет позицию игроков рынка взыскания перед правительством.

Членство в НАПКА является обязательным для легальных коллекторских компаний, поэтому на сайте организации можно проверить, официально ли работает определённое агентство взыскания.

Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей - 2

Источник

На официальном сайте НАПКА также можно получить информацию о деятельности коллекторской компании, уточнить свои права как должника, заявить о нарушении законодательства представителем агентства — участника СРО. Кроме того, ассоциация публикует полезную информацию для граждан: например, объясняет что делать, если нечем погашать долги, или как правильно контактировать с коллекторами.

Дополнительным источником информации о взыскателях является сервис «Федресурс». На сайте можно увидеть статус передачи долга коллекторам, а также получить контакты лица, уполномоченного взаимодействовать с должником в ходе работы с задолженностью. Для этого нужно зайти в авторизованное рабочее место физлица через учетную запись на «Госуслугах» или с помощью квалифицированной электронной подписи.

Информация о долге считается закрытой, поэтому доступ к ней может получить только сам должник, кредиторы или третьи лица, которых официально привлекли ко взысканию.

Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей - 3

Источник

Какие права есть у коллекторов к должникам? Важные изменения правил взыскания в 2022 году

В этом году начинают действовать сразу несколько важных поправок к законам, выгодных для должников. В их числе — право неплательщика защитить прожиточный минимум от взыскания. Чтобы активировать эту возможность, необходимо подать заявление в ФССП и указать реквизиты счёта, на котором хранится «несгораемая» минималка.

В 2022 году коллекторам по-прежнему нельзя взыскивать долги по услугам ЖКХ. Данный запрет действует с 2019 года, но в мае этого года депутаты Госдумы одобрили в первом чтении поправки, которые его снимают. Законопроект, который разрешит коммунальщикам пользоваться услугами профессиональных взыскателей (№911636-7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ»), пока в силу не вступил, поэтому важно помнить: на данный момент коллекторы не вправе требовать возврата долгов по коммунальным платежам. Взысканием задолженности может заниматься только управляющая компания или поставщик энергоресурсов: самостоятельно либо через суд или приставов.

Также в мае 2022 года вступила в силу норма, которая запрещает списывать пенсии, алименты и соцвыплаты в счет погашения долгов.

Имеют ли право коллекторы звонить должникам? Общие правила взаимодействия между взыскателями и должниками

Действующее законодательство устанавливает четкие правила общения коллекторов и граждан. Взыскатели вправе вступать в контакт с должником в будние дни с 08:00 до 22:00, а по выходным — с 09:00 до 20:00. При этом количество контактов строго ограничено:

  • телефонные звонки не чаще 2 раз в неделю;
  • электронные и SMS-сообщения не чаще 4 раз в неделю;
  • личные встречи не чаще 1 раза в неделю.

В ходе диалога с должником представитель компании обязан придерживаться делового стиля, быть вежливым и отвечать на вопросы касательно взыскания долга.

Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей - 4

Если вам звонит коллектор, помните основные правила взаимодействия:

Взыскатель должен Взыскатель вправе Взыскателю запрещено
Назвать свои ФИО Связываться с должником, соблюдая ограничения по количеству контактов Нарушать установленную частоту контактов с должником
Сообщить название компании, которую представляет Взаимодействовать с окружением должника при наличии соответствующего письменного разрешения  Угрожать клиенту и применять любые меры психологического или физического воздействия
Предоставить договор, подтверждающий право требования задолженности  Подать судебный иск о принудительном взыскании долга через ФССП Распространять информацию о долге третьим лицам без соответствующего разрешения
Сообщить подробности долга (сумму задолженности, сроки возврата, размер платежей и т.д.) Списать средства со счета должника в пользу взыскания долга (при наличии соответствующего решения суда) Самостоятельно арестовывать счета и карты, описывать имущество неплательщика
Отвечать на уточняющие вопросы касательно возврата задолженности Предлагать должнику индивидуальные условия возврата долга (списание части начисленных процентов, снижение размера платежей и т.д.) Контактировать с банкротами; лицами, которые проходят лечение; несовершеннолетними гражданами; недееспособными и ограниченно дееспособными людьми; инвалидами 1-й группы

Имеют ли коллекторы право описывать имущество должника? Когда коллекторское агентство выкупает договор у банка или МФО, оно приобретает права кредитора на взыскание долга и получает аналогичные возможности. Но компания не может самостоятельно арестовать счета человека, продать его имущество в пользу погашения задолженности или списать деньги с карты. Все это возможно только по решению суда или при запуске исполнительного производства с помощью ФССП.

Если в ходе общения взыскатель угрожает разгласить информацию о долге, причинить вред здоровью или имуществу клиента, грубит и пытается запугать, такие действия являются нарушением законодательства. В этой ситуации должник может подать жалобу на работу организации и ее представителя.

Важно! Должники имеют право официально отказаться от общения с представителями коллекторского агентства! Для этого нужно подать соответствующее письменное заявление. За компанией останется право присылать важные уведомления обычной почтой: например, сообщение о подаче иска в суд.

«Отказ от общения не отменяет наличие долга», - напоминает руководитель юридического отдела МФК «Честное слово» Даниил Белозеров. – «Взыскатели просто перестанут вам звонить и присылать SMS-сообщения, но у них останется право потребовать возврата задолженности и подать в суд».

Как вести себя с коллекторами?

При общении с взыскателями помните, что их возможности и инструменты ограничены, даже если вы рассчитываете на серьезные уступки при погашении нескольких ссуд одновременно. Коллектор имеет право звонить должнику, чтобы напомнить/сообщить вам о долге, рассказать о доступных вариантах погашения, предложить индивидуальные послабления, в крайнем случае — подать судебный иск. Поэтому когда вам звонит представитель компании, следуйте простым правилам:

  • разговаривайте спокойно и вежливо, не инициируйте конфликт и не введитесь на возможные провокации;
  • поставьте звонок на запись и сообщите об этом собеседнику (так взыскатель будет гораздо сдержаннее);
  • запросите информацию о компании и долге, а также ФИО сотрудника фирмы, если он не представился.

Сохраняйте SMS-сообщения, электронные и обычные письма, которые вам присылает коллекторское агентство. Отслеживайте частоту контактов и в случае превышения нормы подавайте жалобу регулятору. Также не бойтесь заявлять об угрозах, попытках манипулирования, распространении информации о долге и ваших личных сведений, причинении вреда вашей собственности.

С коллекторами вполне реально договориться. Законно действующие взыскатели заинтересованы в возврате средств, поэтому часто предлагают клиентам пересмотр условий погашения задолженности. Они могут списать часть начисленных процентов, изменить срок выплаты средств, уменьшить размер платежей. Поинтересуйтесь, какие послабления можно получить, чтобы быстрее расплатиться. Однако если дело дошло до взыскания, на кредитные каникулы уже вряд ли стоит рассчитывать.

Куда можно пожаловаться на коллекторскую компанию?

Жалобы граждан на взыскателей принимают сразу несколько ведомств и организаций, включая полицию, Центробанк, НАПКА, ФССП, Роспотребнадзор. Куда именно обратиться, зависит от нарушения, о котором вы хотите заявить. Если коллектор сообщил другим людям ваши персональные данные или сведения о долге, можно подать претензию в Роскомнадзор, Роспотребнадзор, ФССП. О превышении количества сообщений и звонков сообщайте в НАПКА и Роскомнадзор. Если кредитор продал долг нелегальным взыскателям, жалобу следует подать в Центробанк, дополнительно заявив в полицию о деятельности нелегальной компании. О случаях угроз и причинении какого-либо вреда должнику можно сообщить в ФССП и полицию.

Важно, чтобы жалоба была обоснованной, поэтому факт нарушения следует подтвердить записью звонков, скриншотами сообщений, показаниями свидетелей (если имуществу причинен ущерб). Также учтите, что подавать заявление в НАПКА нужно только на компанию, которая является участником этой СРО. То же касается обращений в ФССП: регулятор может повлиять лишь на те организации, которые состоят в госреестре. Если компания работает незаконно, её деятельность обязаны проверить правоохранительные органы и Центробанк.

Общение с коллекторами может быть и выгодным, и безопасным, если знать свои права и не бояться их защищать. Помните, что закон на вашей стороне, заручитесь поддержкой государственных органов и погашайте долги без проблем!

Зайдите в наш блог, чтобы узнать больше, как защитить свои права и безопасно пользоваться разными финансовыми услугами. Все обучающие и информационные материалы доступны бесплатно!

Выводы:

  • Работу коллекторов регламентирует закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Официальным регулятором рынка взыскания является ФССП: ведомство ведет реестр коллекторских агентств и контролирует их деятельность.
  • Все легальные компании по взысканию долгов должны состоять в НАПКА. Если организация не является ее членом, то это признак, что фирма работает незаконно.
  • В 2022 году у россиян появилось право защитить от взыскания сумму прожиточного минимума. Также коллекторам нельзя работать с долгами по ЖКХ и списывать деньги с соцвыплат.
  • Для взыскателей действуют четкие правила общения с должниками, в том числе установлено, как часто они могут звонить клиентам, присылать им сообщения и наносить визиты. Коллекторам запрещено угрожать и грубить гражданам, а также применять любые методы давления.
  • Общаясь с взыскателем, следует запросить его данные и сведения об агентстве, которое он представляет. Важно разговаривать спокойно, вежливо, не допускать оскорблений. При возможности можно вести запись телефонного разговора, а также сохранять все уведомления и корреспонденцию.
  • Если взыскатели нарушают ваши права, можно подать жалобу в ФССП, НАПКА, Центробанк, Роспотребнадзор. Перед этим следует убедиться, что коллектор действительно допустил нарушение и ваше заявление обоснованно.

Источники:

  1. consultant.ru
  2. napca.ru
  3. kp.ru

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании