Маркетплейсы стали самым удобным способом найти интересный подарок, приобрести сразу несколько разноплановых товаров, найти какую-либо вещь по самой привлекательной цене. Но на таких площадках нередки спорные ситуации, например, когда продавец отменяет уже оплаченный заказ. В результате покупатель может понести неудобства и даже денежные убытки. Вправе ли маркетплейс отменять уже оплаченные заказы и как действовать в таких ситуациях?
Например, вы нашли на маркетплейсе товар по выгодной цене, сразу его заказали и оплатили. Но продавец через какое-то время аннулировал сделку без объяснения причин или обосновав такое решение:
Далее товар из каталога исчезает или меняется его стоимость. Из-за отмены заказа покупатель может действительно понести ущерб, к примеру, если заказанная вещь требовалась для профессиональной деятельности, и от ее своевременной доставки зависело выполнение какой-либо работы.
Подобное случается обычно из-за невнимательности продавца, который вовремя не обновляет каталог и актуальные ценники. В некоторых случаях виновником является сама торговая площадка, если из-за сбоев в ее работе пользователи не могут установить правильные цены или внести коррективы в ассортимент.
Взаимодействие между продавцами и покупателями регулирует закон «О защите прав потребителей». Согласно документу, предложение о продаже товара – это публичная оферта, сторонами которой являются торговая точка и потребитель. Когда человек соглашается приобрести вещь, он заключает договор купли-продажи, в рамках которого он обязуется оплатить выбранную позицию, а продавец – предоставить ему ее по оговоренной цене.
Данное правило действует в офлайн- и в онлайн-торговле. Интернет-магазины работают по тем же правилам, что и обычные точки продаж, и на них распространяются те же требования. Важным отличием является механизм совершения покупки, ведь пользователь все делает дистанционно, и может выбрать, оплатить вещь сразу или после получения. От данного фактора и зависит, законно ли аннулирование заказа:
Некоторые маркетплейсы в своих внутренних правилах указывают, что сделку можно аннулировать в одностороннем порядке на протяжении определенного времени после его оформления. Но это касается случаев с постоплатой, когда пользователь только заполнил форму покупки и еще не перечислил оплату, а продавец не начал собирать его заказ.
Если человек уже заплатил за товар, то он должен его получить. Продавец обязан обеспечить наличие продукции и своевременную доставку ее покупателю.
Нередко случается, что из-за сбоя в работе сайта ценники товаров оказываются неправильными, например, может быть указана не та валюта или «потеряться» несколько нулей. Известны ситуации, когда стоимость товара в 10 000 рублей и больше превращалась в 100 рублей, и пользователи массово делали заказы, спеша воспользоваться выгодным предложением. Легальна ли в таком случае отмена покупки со стороны маркетплейса, ведь все дело в сбое системы?
По закону, размещение продукции в каталоге по определенной цене – это публичная оферта, за условия которой отвечает продавец.
Именно он отвечает за правильное описание товара и указание корректной стоимости. Если ценник оказался неверным, то это все равно считается официальным предложением, независимо от того, по какой причине случилась ошибка. Когда покупатель оформляет заказ по такой стоимости и оплачивает его, продавец должен выполнить свою часть сделки и предоставить ему товар. Отмена оплаченной покупки является нарушением прав потребителя.
В свою очередь покупатель вправе вернуть купленную продукцию после ее получения, согласно общим правилам, если вещь подлежит возврату.
Если торговая площадка нарушает права покупателей, то об этом следует уведомить регулирующие органы. Направить жалобу можно в Роспотребнадзор, заполнив заявление на сайте ведомства или через портал Госуслуг. Важно сообщить подробности спорной ситуации, указать свои данные и информацию о продавце. Специалисты проведут проверку, и если нарушение подтвердится, организацию или ИП ждут штрафные санкции.
Также можно через суд добиться продажи товара по цене, указанной на момент оформления заказа, а также выплаты неустойки и компенсации.
По закону, если продавец не доставил оплаченную продукцию в оговоренные сроки, то пеня составляет 0,5 % от цены покупки за каждый день просрочки. Покупатель вправе требовать возмещение материального и морального ущерба, который случился из-за аннулирования сделки. Но наличие финансовых потерь придется подтвердить соответствующими документами или свидетельствами очевидцев.
Судебная тяжба может длиться достаточно долго, сопровождаясь различными издержками, поэтому большинство покупателей, которые сталкиваются с отменой оплаченного заказа, ограничиваются жалобами. Исключение составляют случаи, когда покупка действительно дорогостояща, а срыв сделки купли-продажи стал причиной проблем.
Жалобы и судебные иски потребителей – это «двигатели» качественных изменений на рынке, - подчеркивает руководитель юридического отдела МФК «Честное слово» Алексей Буханов. – Мне встречались случаи, когда громкие судебные прецеденты заставляли разные компании отказываться от токсичных практик и повышать качество обслуживания клиентов. Поэтому не стоит бояться отстаивать свои права.
Судебные тяжбы по поводу отмены интернет-заказов – не редкость, но каждый случай судьи рассматривают индивидуально, поэтому нет единого ответа, каким будет решение в спорной ситуации. Вот несколько примеров, чем может закончиться разбирательство:
Каждый из случаев суд рассматривал индивидуально, учитывать интересы обеих сторон. Если магазин нарушает права потребителей, то его обяжут компенсировать причиненный ущерб, а решение по предоставлению товара будет зависеть от обстоятельств.
Столкнулись с неправомерным аннулированием интернет-заказа или манипулированием ценами? Не бойтесь подавать жалобы на недобросовестных продавцов и защищать свои права.
Источники: