За прошлый год темпы роста числа жалоб в ФССП на коллекторов снизились в 10 раз.
В 2020 году специалисты Федеральной службы судебных приставов (ФССП) приняли 37 тыс. шт. жалоб от россиян на действия взыскателей. В это число вошли не только претензии к коллекторским агентствам, но и к собственным службам по работе с просроченной задолженностью банков и МФО. Относительно 2019 года количество заявлений выросло всего на 3%. Для сравнения, по итогам 2019 года рост аналогичного показателя составил 29,1%.
С наступлением пандемии коронавируса эксперты сделали прогноз о грядущем росте числа жалоб должников на действия коллекторов и кредиторов, т.к. в период самоизоляции взыскателям стало проще находить задолжавших и склонять их к погашению долга. В реальности участники рынка проявили более клиентоориентированный подход и охотно пошли навстречу тем, кто из-за финансовых трудностей оказался не в состоянии оплатить свое долговое обязательство.
По словам представителей Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), во время карантина взыскатели активно предлагали клиентам различные антикризисные меры. У должников появилась возможность договориться о частичном списании части начисленных процентов, уменьшении размера ежемесячного платежа, продлении срока погашения кредита или срочного займа и других индивидуальных уступках. Пользуясь такими возможностями, многие заемщики смогли избежать «дефолта», а коллекторы — роста числа проблемных договоров и количества жалоб.
Согласно статистике ФССП, лишь 8,5% обращений, которые поступили от граждан касательно неправомерной деятельности коллекторов, признали обоснованными. Доля таких заявлений постепенно уменьшается: с 9% в 2018 году и 8,7% в 2019 году до текущего значения. Аргументированным заявлением приставы считают обращение, в котором указан реальный факт преступления взыскателем профильного законодательства, с возможностью его доказательства. В этом случае сотрудники ФССП составляют протокол и подают его в суд; там судья рассматривает документы и принимает решение. Необоснованными являются жалобы, в которых заявители не определяют нарушения или жалуются на законные действия взыскателей. По таким заявлениям приставы протоколы не составляют.
С помощью надуманных жалоб недобросовестные должники пытаются затянуть процесс взыскания долга и даже избежать его погашения. Иногда авторы обращений описывают в документе собственные финансовые проблемы, из-за которых они не могут вернуть средства. При этом ведомство обязано принять жалобу, рассмотреть ее, провести проверку и уведомить заявителя о принятом решении. Несмотря на то, что ложные запросы не оказывают влияния на работу коллекторов, они отнимают время сотрудников НАПКА, ФССП и Центробанка.
Чтобы в спорной ситуации добиться справедливости и отстоять свои права, нужно знать свои права и требования к работе взыскателей. Таже эксперты советуют записывать телефонные разговоры с коллекторами, сохранять письма и SMS-сообщения, фиксировать личные встречи. С их помощью будет проще доказать, что сотрудник службы взыскания превысил разрешённое количество контактов, применил запрещенные методы воздействия или вел себя некорректно.
Как правильно взаимодействовать с взыскателями? Как выплатить долг в период финансовых трудностей? Как отстоять свое право на спокойную жизнь, если в ничего не должны? Ищите ответы на эти и другие важные вопросы в разделе «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! Мы не только выдаем микрозаймы до зарплаты, но и публикуем полезные материалы для заемщиков. На нашем сайте вы всегда найдете свежие статьи о том, как повысить свои доходы, как безопасно хранить заработанное, как грамотно обслуживать открытые долговые обязательства и защититься от мошенников.