Жертвам мошенников компенсируют потери?

 

author photo
Редакция МФК «Честное слово» Автор текстовЗаботимся о финансовой грамотности наших клиентов!

Российские банки могут обязать компенсировать клиентам потери от действий мошенников.

В России может появиться механизм компенсации финансовых потерь жертвам аферистов. По поручению президента РФ представители правительства и специалисты Центробанка должны разработать правила, по которым банки и другие финорганизации будут возвращать средства, похищенных со счетов и карт граждан. Новация призвана защитить права потребителей финансовых услуг и снизить уровень мошенничества в стране.

Сейчас банки возвращают клиентам пропавшие со счетов деньги только в том случае, когда в преступлении есть вина самой организации. Например, если причиной хищения является взлом хакерами банковской базы данных, наличие на банкоматах скиммингового оборудования, считывающего информацию с карт, или ошибка операциониста, который оформлял денежный перевод. В таких ситуациях владелец счёта/карты не имеет отношения к несанкционированному списанию, поэтому он может получить компенсацию своих потерь.

Человеку, который сам скомпрометировал свои данные, вернуть деньги не получится. Подобное случается, когда клиент самостоятельно:

  • передаёт третьим лицам свою карточку или удалённый доступ к ней;
  • разглашает сведения для входа в онлайн-банкинг;
  • перечисляет средства на сторонний счёт;
  • сообщает кому-либо конфиденциальные сведения (PIN- и CVV-коды карт, коды из банковских SMS-сообщений и т.д.);
  • устанавливает непроверенные приложения, которые могут давать удаленный доступ к смартфону сторонним лицам.

В такие ситуации чаще всего попадают жертвы социальной инженерии — мошеннических схем, при помощи которых аферисты обманом вынуждают жертву сообщать конфиденциальную информацию или выполнять определенные действия. С точки зрения банка, в хищении виноват владелец карты/счёта, который нарушил правила безопасного использования финансовой услуги и передал свои данные третьим лицам. Поэтому организация отказывается компенсировать финансовый ущерб.

Ранее представители Центробанка предлагали несколько вариантов защиты прав жертв мошенников. Они планировали обязать банки возвращать пострадавшим клиентам фиксированную сумму средств или же полностью компенсировать потери, если финорганизация перечислила деньги на счёт аферистов, данные о которых есть в специальном реестре регулятора. Но пока ни одну из инициатив не поддержали в правительстве. Новые предложения чиновники и сотрудники Центробанка должны представить до 1 июля 2023 года.

Возможность получить компенсацию может демотивировать людей правильно пользоваться счетами и картами, уверены эксперты.

Зная, что банк в любом случае вернёт деньги, граждане теряют бдительность, чаще разглашают свои данные, не боятся пользоваться сомнительными сайтами и приложениями. При этом основной защитой от мошенников остается осведомлённость о схемах работы аферистов и о том, какую информацию нельзя сообщать третьим лицам.

Как не попадаться на уловки преступников и минимизировать риск хищения денег со счетов и карт? Узнайте больше о методах противодействия мошенничеству на сайте онлайн-сервиса микроредитования «Честное слово». В разделе «Блог» МФК публикует информационные и обучающие материалы на тему эффективного использования займов на карту, ведения личного бюджета, оформления пособий и льгот, защиты от аферистов. Все статьи регулярно обновляются, чтобы вы получали актуальную и правдивую информацию.