Большинство жителей России готовы защищать свои права, но при этом граждане рассчитывают исключительно на собственные силы.
Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) провели опрос жителей РФ на тему защиты своих прав. Анализируя результаты исследования, специалисты выяснили, что в 2019 году 22% респондентов попадали в ситуации, когда их законные интересы ущемляли; в сравнении с прошлым годом этот показатель уменьшился на 3 процентных пункта (п.п.). Чаще всего права граждан нарушали работники сферы социальных услуг, ЖКХ, розничной торговли и работодатели.
Доля россиян, готовых отстаивать свои интересы, выросла до 55% в 2019 году, хотя еще годом ранее это значение не превышало отметки 43%. При этом 42% респондентов заявили, что рассчитывают только на свои силы, поэтому не собираются обращаться в суд или привлекать юристов. Каждый 10-й гражданин в прошлом году направил жалобу в Роспотребнадзор, прокуратуру или другие контролирующие органы. А ещё 7% россиян самостоятельно подали судебные иски.
Чаще других борются за свои права молодые люди в возрасте 25–34 года: в этой возрастной категории доля активных граждан составляет 48%. Среди россиян с высшим образованием вступать в спор готовы 49% респондентов, среди получателей высокого уровня доходов — 60%, а среди тех, кто занимает руководящие должности — 62%. Граждане из указанных категорий больше, чем остальные, ощущают уверенность в своих силах, а также обладают достаточным уровнем знаний, чтобы распознать нарушение своих прав и отстоять свою позицию.
Всё больше россиян осознают важность информации о том, как защитить свои интересы и куда обратиться в спорных ситуациях. Доля граждан, которые поддерживают эту позицию, составляет 74%, и столько же респондентов опроса согласились с мнением, что детей необходимо обучать основам правовой грамотности.
В России стабильно растет количество судебных дел о защите прав граждан в различных сферах. Это значит, что жители страны все больше доверяют судебной системе и наращивают багаж своих знаний о гражданских правах и механизмах их защиты. Негативным моментом является нежелание россиян обращаться за юридической помощью к профессионалам. В обществе бытует ошибочное мнение, что, зная несколько законодательных актов, можно самостоятельно отстоять свою позицию в суде. Однако неквалифицированный подход к тяжбе часто усугубляет ситуацию, не позволяя истцам добиться наилучшего результата.
Свою роль играет и присутствие недобросовестных игроков на рынке правовых услуг. Столкнувшись с обманом или невысоким профессиональным уровнем юриста, человек в дальнейшем не хочет обращаться к другим специалистам. У клиентов МФО недавно появился новый способ отстоять свои права — бесплатный доступ к услугам финансового омбудсмена. Этот государственный специалист помогает урегулировать имущественные споры между заемщиком и кредитором, решая сложные ситуации без судебной тяжбы.
Хотите узнать больше о том, как воспользоваться услугами финансового управляющего? Загляните в раздел «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». Компания регулярно публикует полезные обучающие материалы для клиентов и посетителей сайта, чтобы помочь им разобраться в особенностях финансовых услуг. А в разделе «Новости» всегда можно узнать о важных событиях в отрасли и последних законодательных новациях. на рынке правовых услуг.