Депутаты Госдумы предлагают передать приставам контроль над работой отделов по взысканию долгов МФО и других кредитных организаций.
Представители правительства РФ предложили рассмотреть законопроект, который передает Федеральной службе судебных приставов (ФССП) контроль над деятельностью по взысканию долгов в МФО и других кредитных организаций. Документ усилит защиту прав заёмщиков и сократит количество нарушений при возврате задолженности физлиц. Если депутаты Госдумы одобрят новый закон, то он вступит в силу с 1 марта 2024 года.
Сейчас ФССП контролирует работу коллекторских агентств и ведет учёт игроков рынка взыскания. Но у многих банков и МФО есть собственные отделы по работе с долгами клиентов, и эти компании самостоятельно контактируют с должниками. На них не распространяются требования и ограничения, которые действуют по отношению к коллекторам. В результате именно кредиторы допускают больше нарушений, связанных с взысканием задолженностей и взаимодействием с гражданами, чем коллекторские организации.
Новый законопроект исправит данную ситуацию и повысит уровень социальной ответственности банкиров и микрокредиторов. Он обяжет организации соблюдать «антиколлекторские» ограничения касательно частоты контактов с должниками, требования к этике общения с гражданами, порядку составления отчетности и хранения документов. Чтобы получить право взыскивать долги, МФО и банки должны предварительно сообщить в ФССП о ведении этого вида деятельности. Также они обязаны подтвердить наличие оборудования и программного обеспечения для фиксации и хранения аудиозаписей телефонных разговоров с клиентами.
Приставы будут включать кредиторов в специальный реестр наряду с коллекторскими агентствами. В результате количество «подопечных» ФССП увеличится с 400 о 2200 организаций. Служба также получит право временно ограничивать взаимодействие компаний с должниками в случае нарушений порядка взыскания.
Общение профессиональных взыскателей и граждан регулирует специальный закон. Согласно действующим нормам, коллекторы могут контактировать с должниками с 8:00 до 22:00 в будние дни и с 9:00 до 20:00 по выходным. При этом они вправе звонить клиентам не чаще 2 раз в неделю, отправлять электронные письма и SMS-сообщения не чаще 4 раз в неделю и лично навещать должников не чаще 1 раза в неделю. Если коллекторы превышают допустимое количество звонков или сообщений, россияне вправе пожаловаться на них в ФССП или Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Организации проводят служебное расследование и могут оштрафовать нарушителей или применить к ним другие санкции. В случае неоднократного игнорирования норм законодательства компанию могут исключить из госреестра.
На работу легальных кредиторов новый законопроект не сильно повлияет. Если организация не нарушает права клиентов в ходе взыскания долгов по ссудам и займам на карту, то её не коснутся штрафы и внеплановые проверки.
Добросовестные МФО обычно предлагают клиентам возможность продлить срок действия договора и уменьшить сумму платежей, перенести дату внесения средств, оформить кредитные каникулы и даже списать часть начисленных процентов. Кредиторы поддерживают ответственных заёмщиков, которые не игнорируют долговые обязательства и готовы к сотрудничеству.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число законных компаний, которые всегда идут на контакт с клиентами. Если вы столкнулись с трудностями в оформлении или погашении микрозайма, получить консультацию можно через форму обратной связи на сайте сервиса. На менеджер ответит на ваши вопросы и подскажет, как лучше действовать.