Подавая анкету на займ или кредит, человек, разумеется, рассчитывает, что его заявку одобрят и выдадут деньги в запрошенном объёме. Однако так происходит далеко не всегда. Почему банк отказывает в кредите, а МФО понижает одобренную сумму займа? Чтобы ответить на вопрос, нужно знать, как именно кредитные организации проверяют потенциальных заёмщиков. Рассказываем.
Для начала, любому заёмщику стоит знать, что процесс проверки клиента кредитной организацией называется «скоринг» (англ. score — счёт). Это оценка платёжеспособности заёмщика по ряду параметров. Она основана на методах статистики: каждого нового клиента кредитор сравнивает с другими клиентами, оформлявшими похожий финансовый продукт.
Например, в банке накоплены данные о том, что люди с ежемесячным окладом в 70 тысяч рублей, официальным трудоустройством и без детей расплачивались по потребительскому кредиту с условиями 30 тысяч рублей по ставке 15,9% на 3 месяца без просрочек в 75% случаев.
На основании этого банк делает вывод, что если ваша зарплата в трудовом договоре — 73 тысячи рублей, вы устроены «в белую» и бездетны, скорее всего, деньги банк на вас не потеряет, и кредит вам одобрят. А вот если вы не работаете официально, получаете на руки 40 тысяч рублей от случая к случаю, и у вас двое несовершеннолетних детей — очень вряд ли. Потому что есть большой риск, что заплатить долг вы в итоге не сумеете.
Оценкой степени риска для кредитной организации занимается компьютерный алгоритм. Именно он строит разные скоринговые модели — они зависят и от типа кредита, и от категории заёмщика.
Глобально её нет. У заёмщиков есть расхожее заблуждение, что МФО скорингом клиента не занимаются и одобряют «срочные деньги» буквально всем подряд. На самом деле это не так. Микрофинансы — это в первую очередь бизнес. Никакой бизнесмен не будет раскидывать деньги в пустоту в надежде, что кто-то когда-то что-то ему вернёт.
И банки, и МФО проверяют своих клиентов.
Делают они это примерно одинаковыми методами. Вся разница заключается в том, что требования к заёмщикам у банков в среднем строже, чем у микрофинансовых компаний. Для банков действуют определённые ограничения, тогда как у МФО их нет.
Так, например, человеку без справки о доходах банк в деньгах скорее откажет, а вот МФО ему займ скорее одобрит: если скоринг покажет, что у этого человека есть доход, достаточный для обслуживания долга. То же относится к просрочкам: МФО больше готовы «закрывать глаза» на невовремя погашенные задолженности при условии, что они всё же были закрыты. Банки чаще рассматривают просрочку в кредитной истории как стоп-фактор. Бизнес-модель микрофинансов изначально построена так, что их клиенты — это с большой вероятностью те самые «проблемные» заёмщики, которым отказали в банках.
МФО более лояльны к заёмщикам в том числе из-за разницы в суммах выдач — банковский кредит обыкновенно больше микрозайма: по последним данным НБКИ, средняя сумма быстрого займа у россиян колеблется в диапазоне 9–11 тысяч рублей. Далеко не каждый банк предлагает кредитовать на такую сумму.
Каждому заёмщику банк или МФО присваивает определённый балл по каждому из параметров скоринга. Есть более и менее значимые для принятия решения о выдаче или отказе в кредите характеристики. Но все вместе они складываются в общий скоринговый балл, или персональный кредитный рейтинг, на основании которого с человеком подписывают договор кредитования. Или нет.
Чем выше балл, тем более надёжным считается клиент и тем более выгодные предложения по кредитам и займам он будет получать.
Чтобы сделать кредитование проще, Банк России с 2022 года ввёл единую шкалу измерения кредитного рейтинга. До этого кредитные бюро считали по-разному: Национальное бюро кредитных историй, например, заканчивало рейтинг заёмщика на 850 баллах, а Объединённое кредитное бюро — на 1245. Разброс немаленький.
Теперь всех россиян каждое кредитное бюро ранжирует в пределах от 1 до 999.
По задумке Центробанка, в каждый отдельный блок (всего их 4) попадает примерно по 30% заёмщиков, и только в последнюю самую качественную категорию входит всего 10% заёмщиков. «Отличный» долговой показатель стартует примерно от 900 баллов. «Хорошо» — это коридор от 590 до 900. «Удовлетворительно» — от 150 до 590. «Плохо» — ниже 150.
Для наглядности рейтинг разбит на цветные зоны:
У кредитных учреждений есть три основных источника данных по каждому заёмщику.
Если возникает такая необходимость, компании привлекают и дополнительные данные из разных источников. Скажем, кредитор может включить в оценку модель гаджета, с которого клиент оставляет заявку на займ (алгоритмы поисковиков показывают эту информацию).
Скоринговая модель по-разному ранжирует полученную информацию. Самый большой вес традиционно у КИ. Когда её нет, скоринг основан только на анкете и дополнительных сведениях (государственные базы данных, соцсети и т.д.). Но в среднем кредиторы к таким клиентам относятся с опаской и нечасто делают им выгодные предложения, поскольку их финансовая дисциплина хуже прогнозируется.
Когда человек оставляет заявку на займ, его обязывают заполнить анкету клиента. Так, например, выглядит первая ступень формы подачи заявки в онлайн-сервис «Честное слово»:
У заёмщика запрашивают персональные данные (ФИО, возраст, регион проживания, семейный статус, уровень дохода, профессию и трудовой стаж) и контакты (фактический адрес и регистрацию, телефон, банковские реквизиты, электронную почту и соцсети). Все микрофинансовые организации просят у клиентов примерно одни и те же сведения.
Однако решения, которые принимаются на основе этих данных, будут зависеть в том числе от внутренней статистики компаний, а она может быть разной — например, у двух кредиторов случится расхождение в том, кто более ответственный заёмщик: холостой мужчина или замужняя женщина. Учитывать будут и то, какой займ планирует оформить клиент: скажем, «новичку» займ на 10 тысяч рублей одобрят проще, чем на 30 тысяч.
Персональные данные заёмщика проходят проверку: соответствует ли то, что клиент о себе сообщил, действительности? Иногда МФО даже разыскивает профили человека в соцсетях и иные и сверяет указанную там информацию с анкетой. Кредиторы внимательно смотрят на то, нет ли противоречий в личных сведениях клиента. Например, если тот указал одни контакты, а на деле это оказались контакты другого человека, пусть даже близкого родственника, это красный сигнал для кредитора. Таких клиентов часто вносят в «чёрный список», и их заявки в большинстве случаев система блокирует.
Если человек солгал в заявке на займ — в деньгах ему откажут.
Когда человек подаёт заявку на займ в кредитную организацию, он автоматически разрешает ей доступ к собственной кредитной истории. Служба безопасности компании отправляет запросы в ведомственные базы данных. В первую очередь заёмщика проверяют в БКИ.
Что кредитор хочет узнать из кредитной истории? Информацию об:
За какой период смотрят данные? Это зависит от политики конкретного банка или МФО. Кого-то интересует только последний год, кто-то изучает всю накопившуюся у клиента историю.
Клиента кредитного учреждения, будь то банк или МФО, «пробивают» в государственных органах, например МВД, ФНС, ФССП, Росреестре, Базе судебных дел, ИС ЖКХ и ПФР. Согласие на это действие клиент обыкновенно даёт, когда заполняет заявку на займ. Можно ли его не давать? Можно. Но это практически гарантированно означает отказ в деньгах.
У кредитора могут накопиться и собственные сведения о вас как заёмщике. Если вы не впервые обращаетесь в данную МФО или заводили карту банка, в котором просите о кредите, у них уже есть информация о вашей платёжеспособности и финансовой дисциплине; её также учтут при построении скоринговой модели.
Поведение человека в интернете способно повлиять на многие сферы его жизни. Справедливо это и для поиска работы, и для подачи заявки на быстрый займ. Не секрет, что МФО активно проверяют, что человек делает в интернете.
Например, в соцсетях смотрят на:
Помимо соцсетей, в МФО смотрят и на другие «цифровые следы» клиента в интернете, в том числе пробивают его номер телефона: где тот указан (доски объявлений, сайты подработок и контакты фирм) и за кем числится? Значение также может иметь поведение пользователя на сайте: сколько времени он здесь провёл и какие страницы посетил. Если вы впервые заходите на страницу микрофинансовой компании и тут же, толком не узнав условия, начинаете заполнять анкету, это выглядит подозрительно. А вот последовательное изучение нескольких разделов, включая контакты и документацию, скорее всего, свидетельствует о том, что вы принимаете взвешенное решение и будете для компании ответственным заёмщиком.
Заёмщик может «подтянуть» собственный рейтинг и повысить свои шансы на одобрение.
Источники: