Как распознать, что вам звонит мошенник, а не банк?

Как распознать, что вам звонит мошенник, а не банк? - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстовВысшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».Финансист. Предприниматель.

По данным Центробанка, самой популярной схемой работы мошенников остаётся «звонок сотрудника банка». Аферисты звонят и представляются работниками службы безопасности, выспрашивая у собеседников конфиденциальную информацию. Несмотря на то, что большинство россиян осведомлены об этой угрозе, многие продолжают попадаться на уловки мошенников. Какие признаки точно помогут определить, что вам звонит не банковский работник, а злоумышленник?

Содержание
 
 

Вас пытаются запугать

Взволнованному человеку сложно анализировать информацию и принимать взвешенные решения. Поэтому, когда звонят мошенники, они стараются запугать своих жертв, сообщая о:

  • блокировке карты или счёта;
  • утечке базы данных банка;
  • неправомерном списании денег;
  • попытке взломать аккаунт в интернет-банке;
  • подозрительной активности по карте и т.д.

Чаще всего аферисты угрожают собеседнику потерей денег в случае невыполнения инструкций. Заставить жертву нервничать помогают серьёзный тон и фразы из разряда: «ваш счёт обнулится», «по вашей карте зафиксировано списание крупной суммы», «от вашего имени совершён перевод» и т.д.

Вас заставляют спешить

Когда мошенники звонят от имени банка, они не дают человеку времени на размышления. Задача — немедленно выудить нужную информацию или заставить жертву совершить определённые действия. Поэтому они всячески торопят собеседника: к примеру, сообщают о попытке списания денег со счёта, но обещают отменить операцию, если немедленно сообщить код из SMS-сообщения или назвать PIN-код к карте. Чтобы дополнительно сбить с толку, речь аферистов может быть быстрой, изобиловать терминами и напоминаниями о том, что счета и деньги под угрозой.

Вас просят сообщить конфиденциальные сведения

Для вывода средств с чужой карты мошенникам нужно знать её номер, срок действия, CVV- или PIN-код, а также код из SMS-сообщения из банка. Именно эти данные злоумышленники пытаются получить. К секретным сведениям также относят паспортные реквизиты, пароль и логин для входа в онлайн-банк.

Вам звонят в нестандартное время

Чтобы застать жертву врасплох, мошенники могут звонить в выходной день, вечером или ранним утром. В это время люди чаще теряют бдительность, особенно если только что проснулись или заняты важным делом.

Вас убеждают совершить какие-либо действия через банкомат

В некоторых случаях мошенники убеждают человека самостоятельно отменить «подозрительный» перевод или разблокировать счёт с помощью банкомата. Для этого предлагают выполнить несколько действий, следуя их «инструкции». Говоря по телефону, какие кнопки нажимать и какую информацию вводить, аферисты не оставляют собеседнику возможности сфокусироваться на ситуации, переключая внимание жертвы на монитор банкомата. После того как человек выполнит инструкцию, он обнаруживает, что перечислил свои средства на чужой счёт, сменил пароль к онлайн-банку или привязал свои счета к номеру телефона мошенников.

Собеседник не отвечает на уточняющие вопросы

При этом мошенники мастерски избегают уточняющих вопросов, ведь они могут вывести их на чистую воду. Поэтому вы вряд ли узнаете от них номер отделения банка, в котором они работают, ФИО, детали форс-мажора, из-за которого они звонят. Иногда аферисты даже не сообщают название организации, представляясь просто «службой безопасности банка». Предвосхищая неудобные вопросы, они стараются перехватить инициативу в разговоре, засыпая человека информацией и не давая ему возможности что-либо уточнить.

Что ещё важно знать о «звонках из банка»?

Чтобы сымитировать звонок из банка, аферисты заранее готовятся. Часто они осведомлены о ФИО собеседника, знают его адрес прописки, место работы, номер банковской карты или счёта и даже сумму последних транзакций. В разговоре злоумышленники используют банковскую терминологию, а во время разговора на фоне может звучать гул голосов, имитируя работу реального кол-центра. Часто преступники используют автоматические системы дозвона: сначала жертве звонит робот, а только потом её соединяют с реальным оператором. Звонок также могут переключать на разных «специалистов», чтобы человек убедился в том, что ему звонят из банка.

Что делать, если звонят мошенники?

Если вы распознали признаки мошенничества или вам позвонил человек, который не вызывает доверия, просто положите трубку без предупреждения. Далее позвоните на горячую линию банка, которая указана на обороте пластиковой карты, и уточните, звонили ли вам из финансовой организации.

Что делать, если вы попались на удочку мошенников?

Если вы стали жертвой мошенников, действуйте быстро: мошенники постараются оперативно обналичить похищенные деньги, а потому ваша скорость будет иметь решающее значение. Позвоните на горячую линию банка и сообщите о случившемся. Заблокируйте карты и счета, к которым аферисты могли получить доступ. Узнайте, может ли ваш банк заблокировать мошенническую операцию по списанию средств и помочь с их возвратом. Обязательно напишите заявление в полицию!

Если вы сообщили преступникам свои секретные данные, а они сняли средства с вашей карты, скорее всего, банк откажет вам в компенсации, так как вы сами несёте ответственность за передачу конфиденциальной информации. Чтобы не стать жертвой обмана, больше анализируйте и меньше говорите! В поисках доверчивых людей аферисты выдумывают всё новые схемы обмана. Но если знать, как проверить, что звонят из банка, и помнить о секретности конфиденциальных данных, можно без труда определить обман и защитить себя от преступников.

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании