Нельзя стать богатым человеком, не научившись управлять личным бюджетом. Поэтому сознательные родители с ранних лет прививают детям ответственное отношение к финансам. Первым шагом к освоению основ финансовой грамотности для детей станут карманные деньги. Когда у ребенка есть собственные средства, он быстрее учится разумно тратить, копить, ставить перед собой финансовые цели и достигать их.
В России не существует отдельного закона, который обязал бы родителей выдавать детям личные средства и устанавливал их суммы и периодичность. Каждая семья в этом вопросе исходит из собственных правил и финансовых возможностей. Концепция «детского бюджета» привлекает как противников, так и приверженцев, позицию которых стоит рассмотреть.
Люди, которые выступают против выдачи карманных денег, считают, что ребенок:
Такие риски могут возникать, если родители выдают деньги бессистемно, не объясняя, как формируется домашний бюджет и как рационально использовать финансовый ресурс. Важно выдавать ребёнку сумму, которая приблизительно отвечает его потребностям, а также обсуждать будущие расходы, помогая увидеть ошибки. Нельзя превращать карманные деньги в инструмент поощрения и наказания, отказывая в очередном «транше» за плохое поведение или низкие оценки в школе.
При правильном подходе собственный бюджет поможет детям:
Чтобы от карманных денег была польза, важно регулярно выдавать ребёнку небольшие суммы, соблюдая график «финансирования».
Родители должны объяснить, как распределять имеющиеся средства, чтобы их хватало на определённый период, как оценить качество и полезность приобретений, как избежать ненужных трат.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, проводить мелкие сделки можно с 6 лет; этот возраст считается оптимальным для выдачи первых личных денег. Малышу уже можно поручить купить хлеб в магазине или оплатить проезд в общественном транспорте. Именно в 6–7 лет дети начинают интересоваться деньгами и стремятся к большей самостоятельности, поэтому способны освоить первые правила финансовой грамотности.
Чтобы ребёнок школьного возраста был готов распоряжаться деньгами, ему понадобится опыт совершения покупок без родителей. Обучите школьника расплачиваться на кассе, подсчитывать сдачу, просить чек у продавца.
Важно еще раз отметить, что сумма карманных средств должна соответствовать потребностям и возрасту ребёнка, а также доходам семьи. Например, первокласснику достаточно денег на школьный перекус, небольшую игрушку или сладость. Если не знаете, с каких сумм начинать, посоветуйтесь с другими родителями и узнайте, сколько денег дают другим школьникам.
Карманные средства ребёнка не должны становиться бременем для семейного бюджета. Следует объяснить малышу, на что уходят деньги семьи, которые зарабатывают родители, и почему он может получать только определённую сумму.
Источник
Частота выдачи денег тоже должна соответствовать возрасту ребёнка. Маленькие дети еще не умеют планировать расходы, поэтому им стоит давать небольшие суммы на несколько дней, постепенно увеличивая сумму и интервал между денежными поступлениями.
Чтобы научить ребёнка ответственному отношению к деньгам, многие родители решают, что лучше выдавать средства на расходы не просто так, а в качестве платы за выполнение определённых обязанностей: якобы так проще адаптировать детей ко взрослой жизни, научить их ценить полученные средства. Но такая методика скорее может привести к монетизации отношений внутри семьи.
Лучше создать смешанный «детский бюджет»: давать ребенку фиксированную сумму на определённый срок с возможностью получать «доплаты».
Награждать ребёнка дополнительными деньгами можно за:
Если подростку не хватает карманных денег, при этом увеличить бюджет на карманные расходы нет возможности, предложите ему найти подработку на летние каникулы. Согласно законодательству, ребёнок может официально трудиться уже с 14 лет, выполняя лёгкие работы, которые не вредят его здоровью и не препятствуют учебе. Например, школьник во время каникул может разносить рекламные листовки, доставлять заказы, работать мерчандайзером, официантом и т.д. Главное, чтобы график работы, её особенности и объём заданий, отвечали положениям Трудового кодекса.
Карманные деньги не должны влиять на отношения внутри семьи, поэтому не стоит платить за:
Следует объяснить малышу, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности и выполнять их нужно, чтобы вместе создавать комфортные условия для жизни. Помогать друг другу также нужно не за деньги, а чтобы поддержать и порадовать близких людей.
Ответ зависит от возраста ребенка. Маленьким детям сложно разобраться в особенностях использования платёжных карт, поэтому начинать лучше с наличных. Когда мы расплачиваемся обычными купюрами, то буквально видим, куда уходят деньги из кошелька. Безналичные расчеты не дают такого ощущения потери, поэтому расплачиваясь картой, люди тратят больше и чаще совершают спонтанные приобретения. На наличных гораздо проще учиться контролировать расходы и считать остаток.
Оформите ребенку банковскую карту, если он уже осознанно воспринимает расходы и понимает, что есть вещи, на которые не стоит тратить деньги. В крупных банках предлагают отдельные карты для подростков 12–14 лет: они могут быть привязаны к счёту одного из родителей или полностью независимы. Первый вариант безопаснее: он оставляет родителям возможность отслеживать расходы ребенка и блокировать карточку при её краже или утере.
Открыв детскую карту, важно сразу объяснить юному владельцу основные правила её использования:
Ребёнку нужно рассказать, что делать, если карта потерялась или её данные узнали посторонние.
Существуют и другие платёжные инструменты, разработанные специально для детей. Например, жители столицы используют специальные браслеты «Москвёнок», которые являются аналогами электронной карты школьника. Аксессуар выполняет функции пропуска в школу и инструмента для оплаты обедов в учебном заведении (браслет подвязан к персональному счёту, который пополняют родители). Вместо обычной карты, которую легко потерять или забыть, ребёнок пользуется смарт-часами или платит через смартфон.
Чтобы помочь ребёнку разобраться в тонкостях финансов, призовите на помощь:
Источник
Разговаривать с ребёнком о финансах можно и на примере ежедневных действий. Например, в магазине объясняйте, почему одни продукты дороже других, как правильно рассчитываться картой, зачем проверять чек после покупки товаров. Снимая наличные средства в банкомате, покажите, как правильно пользоваться картой, и объясните, что делать, если устройство «проглотило» «пластик».
Источники: