Что делать, если отправили деньги не на ту карту?

Что делать, если отправили деньги не на ту карту? - 1

author photo
Анастасия Ткаченко Автор текстовВысшее образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».Финансист. Предприниматель.

Никто не застрахован от ошибок, но выход есть из любой ситуации. В этой статье мы расскажем, что делать, если вы ошиблись при вводе банковских реквизитов и отправили деньги на чужой счет. Хорошая новость: получить средства назад вполне реально, хотя процесс не так прост. Чтобы узнать, как вернуть деньги, если вы ошиблись переводом, читайте дальше!

Содержание
 
 

Перевод с карты на карту

Отправляя деньги на чью-то карту в мобильном приложении, вы самостоятельно вводите реквизиты получателя и сумму перевода. Система автоматически отображает ФИО адресата и предлагает вам одобрить транзакцию. Кликая на кнопку «Перевести», вы подтверждаете факт проверки введенных данных, равно как и их правильность.

Если в спешке вы ошиблись номером карты при переводе, немедленно обратитесь в банк получателя. Для этого возьмите в своем банке справку о совершении платежной операции, в которой должны быть указаны сумма перевода и частичный номер карты адресата. Затем подайте в банк получателя платежа заявление о возврате средств, прикрепив к нему эту справку.

Если финансовая организация прислала вам отказ в сотрудничестве, вы сможете вернуть платеж через суд, подав иск о неправомерном обогащении. Кроме того, попробуйте договориться с получателем перевода: для этого перечислите на его карту небольшую сумму, например 1 рубль, а в назначении платежа опишите ситуацию и попросите вернуть деньги.

Межбанковский перевод

Если вы ошиблись в номере счета при совершении межбанковского перевода, то деньги не дойдут до адресата и «зависнут» в банке-получателе как нераспознанный платеж. В этом случае с отправителем должен связаться банковский сотрудник, который уточнит реквизиты и зачислит средства на правильный счет.

К сожалению, детальным разбором «потерянных» переводов занимаются не все финансовые организации, поэтому вам стоит самостоятельно взяться за это дело. Начните с того, что сообщите об ошибке своему банку и попросите, чтобы его представитель направил письмо — уточнение в банк получателя платежа. Последний сможет самостоятельно перечислить средства по правильным реквизитам, если его внутренняя политика допускает такую возможность.

Второй вариант — попытаться вернуть деньги на свой счет. Для этого обратитесь в банк-получатель с платежным поручением. Если к моменту подачи заявления средства не поступят на счет адресата, их перечислят обратно на ваш счет.

Межбанковские платежи идут дольше, чем переводы с карты на карту, поэтому человек, который при переводе ошибся цифрой, располагает временем для решения проблемы. Главное условие — сразу же сообщить банку о ситуации, а также сохранить чеки и квитанции, подтверждающие перечисление средств.

Платеж в бюджетную организацию

Если вы совершали платеж на счет налоговой службы или, например, в ГИБДД и допустили ошибку при вводе реквизитов, вернуть деньги будет сложнее. Необходимо обратиться в то ведомство, куда вы переводили средства, с заявлением о возврате денег или зачислении их на правильный счет, прикрепив платежное поручение.

Через пять рабочих дней платеж вернется к вам или поступит на корректный счет. Если этого не произошло, значит, деньги ушли по неправильным реквизитам. Тогда вам придется просить помощи у банка-получателя, чтобы он разыскал перевод и вернул его либо перенаправил на другой счет.

Как избежать таких ситуаций?

Чтобы не «терять» свои платежи, всегда проверяйте имя получателя перед тем, как подтвердить транзакцию. Отправляя деньги с помощью банковского приложения, перечитывайте фамилию и инициалы адресата и только после этого одобряйте перевод. То же правило касается операций с банкоматами и платежными терминалами.

Совершая перевод в кассе банка, попросите кассира назвать ФИО получателя и проверьте реквизиты в квитанции. Сохраняйте чеки, справки и прочие документы, которые подтверждают факт перечисления средств. Обнаружив ошибку в реквизитах, обратитесь в свой банк, чтобы уточнить способы возврата средств.

Ели вы периодически совершаете платежи по одним и тем же реквизитам, создайте соответствующий шаблон в банковском приложении и переводите деньги без риска ошибиться. А для регулярных платежей, например, ежемесячного погашения кредита, воспользуйтесь услугой автоматического списания средств. Так вы будете уверены, что деньги вовремя уйдут на нужный счет и вы не попадаете в просрочку.

В ситуации, когда вам предстоит отправить крупный перевод на чужую карту, не отправляйте всю сумму сразу, а сделайте тест: перечислите 50 или 100 рублей и уточните у получателя, пришли ли деньги. Только при положительном ответе переводите оставшуюся сумму.

Ошибка в реквизитах – одна из причин просрочки по займам. Если клиент неправильно укажет счёт нашей компании при погашении займа, то деньги не поступят вовремя, – комментирует Екатерина Кустова, руководитель департамента просроченной задолженности МКК «Честное слово». – Мы часто напоминаем нашим заёмщикам о необходимости заранее проводить платежи и тщательно проверять реквизиты получателя. Обязательно сохраните квитанцию об успешной транзакции.

Как быстро вернутся деньги, отправленные по ошибке?

Тут все зависит от правил работы банка и нюансов ситуации. В любом случае, не стоит ждать, что средства вернутся мгновенно. Если вы сразу заметили ошибку и сообщили об этом банку, пока деньги не поступили на чужой счёт, их вернут обратно в течение 5 рабочих дней. В этом случае банк успеет самостоятельно отменить транзакцию, и возврат пройдет быстрее.

Но если средства уже поступили по ошибочным реквизитам, то аннулировать операцию придётся через суд. Когда платёж признают ошибочным и отменят, ответчику отправят письмо с этим решением и дадут 7 суток для возврата средств. При этом судебная тяжба и доставка уведомлений почтой займут немало времени, поэтому быстро получить деньги не получится.

Можно ли вернуть деньги, отправленные мошенникам?

Со вступлением в силу закона 25.07.2024 ФЗ № 369 «О внесении изменений в федеральный закон «О национальной платёжной системе» в РФ банки обязаны возвращать такие платежи. Но это правило действует только в том случае, если аферист есть в «чёрном списке» потенциальных мошенников. Теперь банки обязали тщательнее проверять транзакции на признаки мошенничества и приостанавливать сомнительные переводы на 2 дня, чтобы отправитель мог подтвердить операцию.

Платёж признают подозрительным, если человек:

  • отправляет деньги кому-то из «чёрного списка» мошенников;
  • переводит нехарактерную для него сумму денег, использует не свой смартфон/планшет/компьютер, оформляет платёж из подозрительного места, например, из банкомата в другом регионе страны;
  • перечисляет средства с устройства, которое раньше использовали мошенники;
  • перед транзакцией получал сомнительные звонки и сообщения (по данным оператора связи).

Платёж признают подозрительным, если человек:

Обнаружив один из таких признаков, банк «заморозит» операцию, сообщит клиенту о сомнительной транзакции и её рисках, и получит дополнительное подтверждение от клиента на оплату. Если получатель денег окажется мошенником, то финорганизация будет обязана вернуть платёж в нескольких случаях:

  • банк не приостановил сомнительную транзакцию на 2 дня;
  • клиенту не сообщили о рисках подозрительной операции;
  • банк перечислил деньги после того, как клиент сообщил о потере карты или краже его персональных данных.

Вернуть деньги банк должен в течение 30 дней для переводов в пределах страны или 60 дней в случае трансграничной операции. Если вам сообщили о рисках подозрительного платежа, но вы всё равно его одобрили, то обратно деньги вы не получите.

Также банки не возвращают средства, если клиент самостоятельно сообщил мошенникам конфиденциальные сведения: CVV- или PIN-код к картам, данные для входа в онлайн-банк, паспортные сведения. Поэтому важно хранить такую информацию в тайне и не передавать её посторонним.

Что делать, получив ошибочный платёж?

А что, если с платежом ошибся кто-то другой и на ваш счёт пришли чужие деньги? На этот случай тоже есть несколько рекомендаций:

  1. Убедитесь, что это не мошенничество

Если вы получили SMS-сообщение о поступлении денег, для начала проверьте, действительно ли средства пришли на счёт. Зайдите в свой личный кабинет на сайте банка или в финансовое приложение, проверьте баланс и последние транзакции. Может оказаться, что это одна из уловок мошенников: аферисты присылают фейковое сообщение от имени банка о поступлении средств, а потом перезванивают с просьбой отправить обратно «ошибочный платёж». Расчёт на то, что человек поспешит, не проверит баланс и просто перечислит деньги.

  1. Проверьте, действительно ли платёж ошибочный

Внимательно прочтите, кто отправил деньги и указано ли в платеже назначение транзакции. Может оказаться, что вам вернули старый долг, о котором вы забыли, магазин отменил онлайн-платёж или управляющая компания сделала перерасчёт, и вам зачислили переплату.

  1. Сообщите о ситуации в банк

Если деньги действительно пришли по ошибке, свяжитесь с представителем банка и разъясните ситуацию. Оператор сам проверит реквизиты отправителя и проведёт обратную транзакцию.

Не стоит самостоятельно перечислять деньги обратно! Действовать нужно только через банк после консультации со специалистом. Так вы точно не станете жертвой мошенничества, и вас не обвинят в краже чужих денег.

Можно ли оставить деньги себе?

Ошибочный платёж – это проблема отправителя, поэтому вам в такой ситуации не обязательно суетиться вместо него. Но помните, что такое присвоение этих денег закон считает неправомерным обогащением. Настоящий владелец средств может в любой момент подать в суд, и вам придётся потратить немало времени, нервов и средств на разбирательство. Поэтому лучше не рисковать и сразу сообщить в банк о том, что вам пришли чужие деньги.

Совершая платёж, каждый может ошибиться. Если с вами случилась такая неприятность, не расстраивайтесь. Лучше сделайте всё необходимое для возврата средств.

Выводы:

  • Отправив деньги по ошибочным реквизитам, сразу же сообщите об этом в банк, чтобы остановить операцию. При позитивном исходе деньги вернут на вашу карту или счёт автоматически.
  • Если вы ошиблись в реквизитах при оформлении межбанковского перевода, деньги «зависнут» как неопознанный платёж. Сотрудник банка-получателя вам позвонит и уточнит, куда должны были поступить деньги.
  • Чтобы вернуть ошибочный платёж в бюджетную организацию, нужно подать в неё заявление о возврате средств или их перенаправлении по правильным реквизитам.
  • В законодательстве не обозначены чёткие сроки возврата ошибочных платежей – все зависит от правил работы банка.
  • Чтобы не допускать ошибок, внимательно проверяйте реквизиты получателя средств.
  • Если вы отправили деньги аферистам, то банк вернёт вам платёж только если были замечены признаки мошенничества, но транзакцию не приостановили.
  • Банк не вернёт деньги, отправленные мошенникам, если клиент знал о рисках подозрительной операции и всё равно её подтвердил, а также, если человек сообщил свои конфиденциальные данные незнакомцам.
  • Если кто-то отправил деньги вам по ошибке, нужно сообщить об этом банку и отменить операцию. Оставлять себе такие переводы не стоит – это считается неправомерным обогащением.

Источники:

  1. kp.ru
  2. brobank.ru
  3. моифинансы.рф
  4. fincult.info

Подписка на рассылку

Отправляем только полезные письма о новых статьях, акциях и новостях компании