Центробанк наладит взаимодействие с МВД

 

Банк России сможет быстрее передавать в МВД данные о мошенниках, чтобы ускорить расследование случаев незаконного вывода денег со счетов граждан.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который упрощает процесс обмена данными между Центробанком и МВД. Структурам МВД разрешат подключиться к базе данных ФинЦЕРТ регулятора, которая фиксирует и обрабатывает случаи финансового мошенничества. Принятая инициатива ускорит рассмотрение и раскрытие преступлений в сфере IT-технологий, включая мошеннический вывод средств с банковских карт граждан.

Авторы законопроекта сообщают, что количество правонарушений с использованием IT-технологий стабильно растет. Например, в 2020 году число таких преступлений достигло 190,2 тыс. шт., а их прирост относительно 2019 года составил 453,1%. По данным Центробанка, в 2021 году хакеры совершили 1,035 млн несанкционированных платежных операций без согласия владельца счета на общую сумму более 9,7 млрд рублей. Их количество в годовом выражении выросло на 33,8%.

Сейчас правоохранительные органы лишены возможности оперативно реагировать на действия хакеров из-за ограниченных возможностей взаимодействия с финансовыми организациями. Чтобы приступить к расследованию правонарушения, представители ведомства должны запросить в банке информацию об инциденте. При этом срок рассмотрения такого обращения финорганизацией составляет до 30 дней. В итоге процессуальные и оперативно-розыскные мероприятия длятся 3–4 месяца, существенно снижая эффективность работы полиции. За это время преступники успевают скрыться и устранить следы своих действий.

Когда структуры МВД напрямую подключат к базам данных Центробанка, обмен информацией ускорится в разы. Правоохранители смогут быстро получать необходимые сведения о попытках несанкционированных денежных переводов и других операциях без согласия клиентов. При этом сохранность банковской тайны будет соблюдена, а персональные данные граждан останутся защищенными.

Чтобы эффективно бороться с проявлениями мошенничества, важно не только наладить взаимодействие между различными государственными структурами в стране, но и повышать финансовую и цифровую грамотность населения. Люди, знакомые с правилами безопасного использования платёжных инструментов и хранения персональных данных, реже становятся жертвами мошенников и вовремя замечают признаки обмана.

Для защиты своих банковские счетов и карт следуйте простым рекомендациям экспертов:

  • храните в тайне данные для доступа в онлайн-банк, PIN- и CVV-коды карт, коды из SMS-сообщений от банка;
  • не устанавливайте на смартфон приложения неизвестного происхождения;
  • используйте лицензированные антивирусы, задача которых — обнаруживать подозрительные сайты и ПО;
  • оформляйте дистанционные кредиты и займы до зарплаты только в проверенных и легальных сервисах;
  • не используйте общественные точки доступа Wi-Fi для авторизации в онлайн-банке и совершения платежных операций.

Чтобы не давать аферистам фору, необходимо отслеживать актуальные схемы мошенничества. Злоумышленники регулярно «улучшают» методы социальной инженерии, правдами и неправдами получая персональные данные граждан, а затем с их помощью выводят деньги со счетов жертв. Зная об уловках и «почерке» преступников, можно легко определить обман и сохранить свои накопления.

Как распознать признаки мошенничества? Полезную информацию о методах противодействия аферистам можно получить на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! МФК не только помогает деньгами в трудную минуту, но и заботится о финансовой грамотности клиентов, публикуя обучающие статьи на тему правильного использования микрозаймов, управления личным бюджетом, разумной экономии, оформления льгот и пособий, снижения долговой нагрузки и защиты от мошенников.