По статистике Центробанка, в 2020 году уменьшилось количество жалоб на процедуру взыскания микрозаймов.
Сотрудники Центробанка изучили, как изменилась ситуация в сфере взыскания долгов по микрозаймам до зарплаты. Статистика показала, что в 2020 году россияне реже жаловались на нарушения законодательства со стороны МФО в ходе работы с просроченной задолженностью. За период с января по май текущего года количество соответствующих заявлений сократилось на 47%.
Почти половина обращений должников не связана с действиями кредиторов. Граждане, сталкиваясь с нарушением своих прав при взыскании долга, пеняют на компанию, в которой они оформили займ. Но при рассмотрении жалобы оказывается, что права требования принадлежат коллекторской фирме, и это ее сотрудники допустили нарушение. На долю подобных заявлений приходится 40–45% от всех обращений. Во многих случаях должники подают жалобы в надежде на списание задолженности. Они оспаривают сумму начислений и законность требования возврата средств, указывают на возможные несоответствия в договоре займа.
Тренд на снижение количества жалоб должников прервался в мае 2020 года, когда число обращений начало постепенно расти. Чаще всего должники указывали на попытки недобросовестных компаний взыскать долг, несмотря на действующие кредитные каникулы. Организации продолжали напоминать клиенту о долге и начислять неустойку, в период отсрочки. Еще в ряде случаев МФО передавали долг коллекторам сразу после предоставления кредитных каникул. Указанные практики являются токсичными, а жалобы граждан помогают Центробанку выявлять их и устранять. Компании-нарушители получают предписания, а в ряде случаев — штрафы.
Жалоб граждан становится меньше, благодаря сотрудничеству законных МФО со своими клиентами. Компании предпочитают самостоятельно рассматривать спорные ситуации без привлечения регулятора и длительных разбирательств. Многие компании содержат собственные отделы взыскания, работая в точном соответствии с законодательством. В случае нарушения своих прав при взыскании долга следует в первую очередь обратиться напрямую к кредитору и описать ситуацию. Организация должна предложить пути решения проблемы и найти взаимовыгодное решение. Это самый быстрый и простой способ защитить свои права. При этом сохраняйте копии всех переписок с кредитором, чеки и квитанции, связанные с обслуживанием займа, а также письма и сообщения от компании. Если компания не желает договариваться, можно подать жалобу в Центробанк или Роскомнадзор.
Хотите оформить займ в компании, которая ценит клиентов и идет им навстречу в сложных ситуациях? Обратитесь в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». МФК выдает микрозаймы гражданам РФ в возрасте от 18 лет, предоставляя деньги в долг на любые цели. Оформляя займ впервые, можно занять до 30 000 рублей на период до 70 дней. При повторных обращениях заемщики участвуют в программе лояльности, получая доступ к максимальным суммам займов на увеличенный срок. Детальнее о том, как занимать средства на специальных условиях, читайте в разделе «Постоянным клиентам».