В России растёт популярность страхования банковских карт и счетов от происков аферистов, но представители Центробанка не видят в этом преимуществ для банковских клиентов.
В 2022 году россияне стали чаще страховать банковские карты и счета от мошенников. По подсчётам страховой компании «Согласие», за период с января по сентябрь 2022 года граждане оформили в пять раз больше соответствующих полисов, чем годом ранее.
Рост спроса на данную услугу подтвердили и представители крупных банков: за 9 месяцев 2022 года компании нарастили выдачу страховок на 15–60%. Интерес к этому сервису вырос из-за высокой активности аферистов на фоне кризиса и рекламных кампаний банкиров и страховых агентств.
Эксперты Центробанка критикуют «антимошеннические» полисы: по их мнению, эта услуга дублирует положения закона «О национальной платёжной системе». Банки и так обязаны компенсировать клиентам средства, похищенные мошенниками, и отменять несанкционированные операции.
Исключением являются случаи, когда человек сам передал третьим лицам свои конфиденциальные сведения (PIN- или CVV-код к карте, данные для входа в онлайн-банк, секретный код из SMS-сообщения от банка и т.д.) или стал жертвой социальной инженерии. Сейчас представители Центробанка разрабатывают законопроект, который разрешит возвращать средства пострадавшим клиентам и во всех остальных случаях.
Полис платного страхования банковских карт и счетов, который сейчас активно продвигают, в большинстве случаев не покрывает убытков клиента, если тот не обеспечил надлежащую защиту своих конфиденциальных данных. Например, в выплате точно откажут, если человек отдал свою карту родственнику, записал PIN-код на самом «пластике» или назвал посторонним людям секретный код из сообщения от банка.
Лишь некоторые компании включают в перечень страховых случаев мошенничество с применением методов социальной инженерии, а вот список реальных ситуаций, когда можно рассчитывать на возмещение от страховой, обычно небольшой. Отдельные ограничения касаются срока действия страховки, например полис может вступить в силу только через 3–5 дней после подписания договора. А если мошенники сняли деньги с украденной карты, то вернуть их можно только в течение 2–3 часов после проведения транзакции.
Максимальную выгоду от продажи этих полисов получают только страховщики. Уровень возмещения по этому виду договоров (соотношение выплат клиентам к страховым премиям) не превышает 20%. В большинстве случаев люди даже не пытаются получить компенсацию, несмотря на наличие полиса: если похищенная сумма небольшая, то страхователи не хотят тратить время на сбор документов и разбирательства со страховой компанией.
Количество выдач в этом сегменте страхования растёт и за счёт «слаженных» действий сотрудников банков и страховых агентств. Клиентам могут автоматически активировать полис при открытии банковского счёта или карты, на этапе подписания договора страхования жизни, оформления ипотеки. Финансисты убеждают клиентов в преимуществах этой страховки, хотя она не является обязательной для заключения перечисленных видов договоров.
Основной защитой от мошенничества для россиян остается осведомлённость о методах работы аферистов и ответственность в использовании финансовых услуг. Чем больше люди знают о действующих схемах обмана и способах их определения, тем меньше у преступников шансов похитить их сбережения.
Где искать информацию о том, как не стать жертвой мошенников? Зайдите в раздел «Блог» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования. МФК еженедельно публикует полезные материалы о том, как грамотно использовать различные финансовые инструменты, в том числе займы на карту. Вы узнаете, какие виды льгот и пособий можно оформить прямо сейчас, как вести личный бюджет, чтобы хватало денег до конца месяца и как защитить свои банковские карточки от аферистов.