Россияне с просроченными долгами жалуются на кредиторов

Представитель Центробанка отметил снижение количества жалоб граждан на работу некредитных финансовых организаций (НФО) и обратил внимание на рост числа необоснованных претензий со стороны должников.

В 2019 году Центробанк усилил контроль над деятельностью НФО, ужесточив требования к соблюдению прав потребителей финансовых услуг. Результатом стало снижение количества жалоб граждан на неправомерные действия компаний. В течение прошлого года регулятор принял 246,6 тыс. заявлений физлиц касательно работы игроков финансового рынка. В общем количестве обращений на долю НФО пришлось 33,2% жалоб: относительно 2018 года количество таких заявлений снизилось на 2,7%. Об этом рассказал Михаил Мамута — глава службы Центробанка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг.

Количество поступивших рекламаций на работу МФО к концу 2019 года составило 28 тыс. шт. За год число заявлений о деятельности компаний, выдающих займы на карту, увеличилось на четверть. Восходящая динамика отражает не снижение качества работы микрокредиторов, а повышение уровня информированности граждан о возможности обратиться в Центробанк. Заемщики подавали жалобы даже в ситуациях, когда действия МФО были оправданны и отвечали профильному законодательству.

Согласно статистике регулятора, в 49,6% заявлений должники жаловались на то, что с них пытаются взыскать задолженность по просроченному займу. При этом в большинстве случаев претензии граждан касались не самой компании-кредитора, а действий коллекторских агентств, причем, как законных, так и теневых. Сталкиваясь с некорректными действиями взыскателей, должники все равно подавали жалобу на МФО, в которой был оформлен займ.

Чтобы реально оценить качество работы микрокредиторов, Центробанк в 2019 году ввел понятие обоснованной жалобы. Такой подход позволил определить, что рост общего количества обращений недовольных заемщиков обеспечили именно неоправданные заявления. Так, в прошлом году предельная дневная ставка по микрозаймам опустилась до 1% в день, а максимальная переплата – до 1,5-кратного размера тела займа. Многие граждане решили, что данное требование распространяется даже на сделки, заключенные еще в 2017–2018 году. В результате в Центробанк поступило большое количество жалоб, авторы которых жаждали снизить ставку по старым договорам.

Помимо анализа деятельности МФО, заявления граждан помогают регулятору выявлять новые токсичные практики, применяемые недобросовестными кредиторами. Таким образом Центробанк узнал, что некоторые компании запрашивают у клиентов плату за «улучшение кредитной истории». Недобросовестные организации убеждали заемщиков, что передача сведений о своевременно погашенном займе в бюро кредитных историй (БКИ) — это отдельная услуга, которую необходимо оплачивать. На самом деле кредиторы обязаны автоматически передавать сведения об оформлении договора с заемщиком и регулярном поступлении условленных платежей. Запрашивать плату за данные действия — незаконно. Центробанк доказал наличие такого нарушения со стороны одной из МФО и обязал ее вернуть собранные с граждан средства за мнимую услугу.

При появлении спорных ситуаций большинство добросовестных компаний готовы идти на компромисс с клиентами. Поэтому в случае недоразумения сначала следует связаться с организацией-кредитором и попробовать договориться самостоятельно. Если же МФО не идет на контакт, стоит подать жалобу регулятору или в другое ответственное ведомство.

Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» как надежный финансовый партнёр для тысяч россиян всегда старается идти навстречу клиентам и искать взаимовыгодные решения. На сайте МФК предусмотрена онлайн-форма обратной связи, в которой можно задать вопрос сотруднику компании и получить консультацию. Сервис ценит каждого заёмщика, поэтому готов помочь в любой ситуации!