Россияне продолжают жаловаться на коллекторов

В Центробанке и Федеральной службе судебных приставов (ФССП) фиксируют рост количества жалоб на недобросовестных коллекторов.

Начиная с 2017 года, права граждан, которые оформили быстрый займ срочно и оказались клиентами коллекторов, защищает профильный закон. Несмотря на это, в ФССП и Центробанке отмечают, что жаловаться на взыскателей россияне стали чаще: количество обращений по сравнению с прошлым годом выросло на 64%. Такую тенденцию регуляторы объясняют несовершенством законодательства и отсутствием серьезного наказания для «теневых» взыскателей.

За прошедшие 6 месяцев текущего года Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приняла 835 жалоб, касающихся нарушений взыскателями прав граждан. Пеняли россияне на МФО, банки и коллекторские компании, которые не состоят в НАПКА. При этом доля жалоб на угрозы, порчу имущества и грубость со стороны взыскателей в июне составила 19%, хотя по итогам прошлого года она не превышала 10%. В большинстве случаев «тяжёлые» жалобы касались коллекторских агентств, которые не состоят в реестре ФССП и работают нелегально. В НАПКА заметили, что только 1% объёма долгов приходится на «теневой» сектор рынка взыскания, но именно на эти дела поступает половина «тяжёлых» жалоб.

Несмотря на позитивные прогнозы, профильный закон не смог полностью защитить должников от неправомерных действий взыскателей. Причиной этому стало то, что штрафы за незаконную коллекторскую деятельность слишком низкие и не останавливают «нелегалов». Повлияло на ситуацию также отсутствие ограничений на продажу долгов по займам третьим лицам. Эксперты считают, что изменить положение может контроль над тем, кому кредиторы передают дела должников. По их мнению, наказывать необходимо не только незаконных коллекторов, но и компании, которые с ними сотрудничают.

При этом в Центробанке подчеркивают, что профильный закон действует совсем мало времени, поэтому судить о его эффективности ещё рано. Кроме того, регулятор и дальше работает над удалением с рынка «теневых» взыскателей, разрабатывая для этого вместе с ФССП новые инициативы.

Решить проблему помогают и добросовестные кредиторы. Так, онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово», который выдаёт быстрые займы круглосуточно, работает только коллекторскими компаниями, состоящими в госреестре. Кроме того, компания сама старается идти навстречу заёмщикам, не успевающим погасить микрозайм вовремя. При наличии сложностей с внесением платежа клиент «Честного слова» может в один клик продлить срок действия договора кредитования и получить дополнительное время для выплаты ссуды. Детальнее об услугах МФК «Честное слово» можно ознакомиться на сайте компании в разделе «Условия».