Пандемия больше не пугает потребителей

Жители России адаптировались к жизни в условиях пандемии и все меньше беспокоятся о текущей ситуации.

Россияне начали возвращаться к допандемийному образу жизни, меньше беспокоиться об эпидемиологической обстановке и постепенно наращивают свои расходы. Такой результат показало совместное исследование BCG и исследовательского холдинга «Ромир. Аналитики организаций изучили потребительские настроения наших сограждан и их восприятие текущей ситуации. Всего участие в опросе приняли 1,5 тыс. жителей разных населенных пунктов страны.

Спустя год после начала пандемии все больше россиян считают, что худшие времена уже позади. Более 40% респондентов уверены: экономическая ситуация не будет ухудшаться, и ситуация в стране останется стабильной. Такие граждане меньше боятся ходить в кино, рестораны, пользоваться общественным транспортом и путешествовать. Но свои расходы они наращивают постепенно, направляя больше средств на ежедневные потребности и медицинские услуги.

Наибольший рост спроса эксперты отмечают в категории товаров и услуг для здоровья, и продукции, связанной с пребыванием дома (материалы для строительства и ремонта, оплата коммунальных платежей и т.д.). Потребительские настроения улучшаются во всех возрастных категориях респондентов, при этом наибольшими оптимистами являются молодые люди в возрасте 18–25 лет, а пессимистами  граждане старше 55 лет.

Покупать товары россияне в основном стали в онлайн-режиме — на данный канал продаж перешли 50% потребителей в возрасте 26–35 лет. Люди заказывают через интернет не только одежду или товары для дома, но также продукты питания и готовую еду. На специальных онлайн-площадках пользователи оформляют страховые полисы, вклады, займы до зарплаты и другие финансовые продукты и услуги.

Граждане выбирают дистанционные каналы продаж, частично из-за их удобства и более выгодных цен, а частично, из-за нежелания ходить в людные места. Сильнее прочих скоплений людей опасаются москвичи и жители других мегаполисов, а респонденты из регионов беспокоятся гораздо реже. Наибольший страх вызывают поездки за границу и авиаперелеты по России — об этом рассказали 31% и 23% опрошенных соответственно.

Но в целом граждане стали относится к ситуации вокруг пандемии оптимистичнее. Доля респондентов, которые считают, что самая сложна эпидемиологическая ситуация позади, выросла за год на 31 процентный пункт (п.п.) до 44%. На 26 п.п. снизилось количество тех, кто работает в удаленном режиме — 19%.

Ситуация в экономике стабилизируется, но наращивать расходы следует постепенно – рекомендуют эксперты. Свободные средства лучше направлять на создание сбережений, которые помогут справиться с возможным снижением доходов и непредвиденными расходами. Откладывать следует как минимум 10% от заработка, а также премии, денежные подарки и другие сторонние финансовые поступления. Итоговой суммы накоплений должно хватить на 3–6 месяцев жизни без основного дохода. Перечислять средства лучше на отдельный счет или депозит с возможностью пополнения, чтобы деньги не находились постоянно под рукой и не было соблазна потратить их на другие цели.

Как правильно создавать сбережения и управлять личным бюджетом? Как планировать расходы, пользоваться государственными пособиями и наращивать доход? Получите ответы и полезные советы на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». В разделе «Финансовая грамотность» вас ждут информационные статьи на тему рационального использования средств, накоплений, защиты денег от мошенников, оформления льгот и грамотного использования микрозаймов и ссуд.