Специалист сервиса по информированию населения о новых уловках мошенников в интернете и по телефону «Мошеловка» предупредила, что гражданам могут поступать вредоносные звонки якобы из банка.
Схема, вроде бы, известная, однако недавно мошенники модифицировали её: теперь в ходе звонка гражданам сообщают, что в службе безопасности отметили подозрительные действия одного из банковских работников — с высокой вероятностью тот пытается похитить средства с чужого счёта. Однако пока данных недостаточно и не получается завести на него дело.
Иногда звонок поступает от рядового сотрудника, который вроде как заметил признаки сомнительных операций, но не может прямо обвинить коллегу в возможной недобросовестности и ему требуются подтверждения в виде дополнительных данных о картах клиента.
Потенциальную жертву убеждают сотрудничать, чтобы поспособствовать выведению злоумышленника на чистую воду. Ловить мошенника за руку необходимо прямо сейчас, пока тот пытается вывести деньги с карты того, кому позвонили.
В случае отказа жертве угрожают статьей за соучастие: по итогам расследования её будто бы ждут денежные санкции или даже уголовная ответственность, поскольку по счёту проводились незаконные операции — например, отмывание денег или финансирование терроризма.
Однако эксперт «Мошеловки» сообщает, что все вышесказанное неправомерно: это противоречит должностным инструкциям кредитных организаций. Для начала, по вопросам возможного мошенничества сотрудники обязаны обращаться в службу безопасности. Далее, уполномоченные проводить проверки работники банка не будут запрашивать никаких дополнительных данных у клиента: они получат их из базы данных собственной структуры. Наконец, клиент банка в принципе не подлежит привлечению к ответственности за операции с собственным счётом, совершённые третьими лицами без его ведома.
Ещё одна важная юридическая деталь: чтобы доказать преступление, показания обязаны внести в протокол и ряд других документов, а телефонный разговор данной процедуре противоречит. Мошенники рассчитывают здесь на общий низкий уровень финансовой грамотности населения и мнительность людей, чтобы запугать их и убедить поделиться конфиденциальной информацией.
МФК «Честное слово» подробно рассказывает о телефонном и других видах мошенничества в своем «Блоге» на вкладке «Финансовая грамотность». Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления!