С начала 2018 года в России вступили в силу новые стандарты деятельности МФО, которые усилят защиту прав заёмщиков при оформлении займов на карту и повысят безопасность отрасли.
В этом году вступили в действие новые требования базового стандарта о защите прав заёмщиков МФО. Изначально нормы были разработаны игроками микрофинансового рынка, затем одобрены Центробанком. Регулятор обязал все МФО выполнять данные положения независимо от того, состоят они в саморегулируемых организациях или нет.
Стандарты регламентируют максимальное количество микрозаймов, которые может оформить один человек в год в одной МФО. Теперь заёмщикам не удастся получить более 10 ссуд на срок до 30 дней, а продлить период кредитования они смогут только семь раз. В следующем году эти ограничения ещё усилят: с 1 января 2019 года доступное число займов в одной компании составит 9 шт., а максимальное количество пролонгаций договора займа — 5 шт. Новые нормы не коснутся краткосрочных микрокредитов на сумму до 3 тыс. рублей и POS-микрозаймов.
Принятые нормы обязывают МФО тщательнее оценивать платёжеспособность клиентов перед выдачей денег в долг, а также уточнять цель оформления ссуды и источники заработка. Выдавая деньги взаймы, кредиторы должны сообщать заёмщикам о санкциях, которые ждут неплательщиков в случае нарушения кредитного договора, и рассказывать о том, какие риски несет отказ от погашения долга. Указанные требования распространяются и на POS-микрокредиты, при этом за МФО остается право самостоятельно устанавливать порядок получения информации об источнике дохода клиента. Выдавая POS-займ, финансовые компании могут не уточнять цель оформления ссуды.
Для более эффективной защиты прав потребителей уже с 1 января МФО начнут записывать все разговоры с заёмщиками. Фиксации подлежат переговоры по мобильным и стационарным телефонам, бумажная и электронная переписка, а также SMS-уведомления. Печатные документы, отражающие контакты с заёмщиками, кредиторы будут хранить не менее 1 года, а остальные записи — минимум 6 месяцев.
Кроме того, в силу вступили требования к личному кабинету клиента на сайте МФО. Новые нормы обязывают указывать в персональном кабинете заёмщика все сведения об условиях кредитования, размере и структуре задолженности по ссуде и графике платежей.
Коснулась новация и сотрудников МФО: теперь они в обязательном порядке должны изучать внутренние правила компании по защите прав клиентов, а также проходить соответствующий инструктаж. Персонал МФО также обязали не реже 1 раза в год повышать квалификацию.
Ответственным кредиторам нововведения жизнь не усложнят, ведь легально работающие МФО контролируют соблюдение прав заёмщиков на всех этапах взаимодействия с клиентами. Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» выдаёт прозрачные и понятные микрозаймы без скрытых платежей и комиссий. На сайте компании в разделе «Условия» опубликованы полные правила оформления и обслуживания займов, а в личном кабинете клиента находится актуальная информация о размере платежа по ссуде и реквизиты для его внесения.