Центробанк ужесточил правила выдачи микрозаймов физлицам, обязав МФО усилить проверку данных заёмщиков.
С 24 апреля в России действуют новые требования к выдаче микрозаймов на карту. Теперь МФО должны использовать от трёх до десяти методов идентификации заёмщиков, чтобы убедиться, что заявку подали не мошенники. Список необходимых мер по проверке данных граждан включён в обновлённые стандарты работы микрокредиторов.
Ужесточение требований к МФО Центробанк объяснил усилением борьбы с кредитными мошенниками. В 2022 году доля онлайн-сделок увеличилась до 70 % от всех выдач микрозаймов. Но вместе с популярностью дистанционных займов выросла и активность аферистов, которые стали чаще занимать деньги по чужим документам.
В прошлом году регулятор принял 4,2 тыс. жалоб на подобные случаи мошенничества. В 2023 году количество таких обращений продолжило повышаться: в 1-м квартале текущего года россияне подали 1,9 тыс. соответствующих заявлений.
Представители Центробанка считают, что в сложившейся ситуации виновны недостаточно строгие проверки данных клиентов со стороны части МФО. Действительно современные и эффективные системы скоринга применяют далеко не все компании. Недобросовестные организации могут поверхностно анализировать информацию о заёмщиках, изучая только их кредитную историю и данные паспорта. В результате у мошенников остаётся много лазеек, чтобы подать заявку на заём от чужого имени.
Согласно новым стандартам, проверяя заявку клиента, МФО должны как минимум убедиться, что:
Для этого кредитор вправе применять дополнительные способы проверки. Например, представитель компании может позвонить клиенту и задать уточняющие вопросы, запросить фотографию заёмщика с паспортом в руках или проанализировать, с какого устройства человек подал заявку.
Такие изменения нужны самим МФО. Качественная идентификация заёмщиков сократит количество мошеннических выдач и, соответственно, проблемных договоров с безнадёжной просрочкой. Компаниям не придётся тратить время и средства, пытаясь связаться с неплательщиком или решить спорную ситуацию с аннуляцией сделки. Внедрение новых методов проверки требует определённых вложений, но в результате кредиторы сэкономят на мерах по взысканию долгов и повышению качества портфеля выдач.
На клиентах МФО новация почти не отразится. Заёмщикам следует быть готовыми к более длительному анализу заявок, а также дополнительным проверкам, например звонку от представителя компании или ещё одному SMS-сообщению с кодом подтверждения. Несколько ужесточённый процесс оформления займа — это гарантия, что мошенники не смогут занять деньги на ваше имя, даже похитив персональные данные.
Следить за тем, как МФО соблюдают новые правила, должен не только Центробанк, но и саморегулируемая организация (СРО) «МиР». Если организации игнорируют требования регулятора и отказываются усиливать свои риск-политики, то СРО может исключить нарушителей из своего реестра. Компания, которая не состоит в перечне членов СРО, в будущем может лишиться и места в госреестре.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число организаций, которые применяют современные технологии для проверки данных клиентов. Благодаря эффективной системе скоринга МФК быстро и качественно изучает заявки заёмщиков в режиме 24/7. Клиенты компании получают финансовую поддержку без задержек, даже если средства потребовались в период выходных, праздников или в ночное время.