Пока закон, регулирующий рынок взыскания, находится на стадии рассмотрения, в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) разработали собственный кодекс поведения для взыскателей.
Законопроект, регламентирующий нормы общения коллекторов с должниками, пока находится на рассмотрении правительства и ожидает второго чтения в Госдуме. В НАПКА решили не дожидаться принятия данной инициативы и утвердили этический кодекс, в котором указаны правила поведения сотрудников коллекторских агентств — членов ассоциации.
Согласно кодексу НАПКА, взыскателям запрещено обращаться к клиентам на «ты», применять технологии для скрытия номера телефона при звонках должникам, использовать в разговоре названия силовых ведомств. Важным пунктом кодекса стал запрет на вмешательство в работу объектов инфраструктуры, здравоохранительных и образовательных учреждений, а также на разглашение факта задолженности третьим лицам. Документ обязывает коллекторские организации разработать и утвердить сценарии общения их сотрудников с должниками.
Это уже второй кодекс поведения членов НАПКА. Первый был создан ещё 8 лет назад, однако его формулировки были недостаточно чёткими, что создавало затруднения при оценке действий коллекторов. В новом документе правила общения прописаны детально, а их нарушение ведёт за собой конкретные меры наказания. В НАПКА планируют, что за проступки, в зависимости от их тяжести, коллекторов будут наказывать штрафами, увольнением и даже исключением всей организации из ассоциации.
Новый кодекс потребует от коллекторских агентств дополнительных расходов на обучение сотрудников, разработку сценариев общения и создание системы контроля качества внутри компаний. Однако в НАПКА подчеркивают, что эти меры необходимы для повышения уровня «прозрачности» рынка взыскателей и устранения нелегальных компаний. После принятия профильного закона кодекс станет его логичным продолжением.
К «очищению» коллекторского рынка от недобросовестных игроков подключились не только его легальные участники, но и представители микрофинансовой сферы. МФО часто сотрудничают с профессиональными взыскателями, поэтому для них важно, чтобы коллекторские агентства имели хорошую репутацию и действовали в рамках закона. По этой причине многие МФО отказываются работать с взыскателями, которые не предоставляют подтверждения законности своей деятельности.
Такой позиции придерживается и онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Компания сотрудничает только с теми коллекторскими агентствами, которые являются членами НАПКА и следуют нормам закона. Это позволяет МФО гарантировать клиентам конфиденциальность их персональных данных и работу с должниками исключительно в правовом поле. Ознакомиться с информацией об условиях кредитования и передаче кредитных обязательств третьим лицам более подробно можно на сайте компании.