Аппетиты кибермошенников выросли

Аппетиты кибермошенников выросли - 1

author photo
Редакция МФК «Честное слово» Автор текстов Заботимся о финансовой грамотности наших клиентов!

За последние три года средняя сумма кибермошенничества выросла на треть, достигнув отметки в 14,5 тыс. рублей.

В 2022 году кибермошенники похищали у граждан больше денег, чем раньше: за период с января по сентябрь средний размер ущерба составил 14,5 тыс. рублей, достигнув максимума за последние три года. Об этом на форуме AntiFraud Russia рассказали представители Центробанка, которые отвечают в ведомстве за вопросы информационной безопасности.

В 2019 году средняя сумма, которую похищали кибермошенники, составляла 11,13 тыс. рублей, в 2020 году это значение выросло до 12,56 тыс. рублей, а в 2021 году — до 13,12 тыс. рублей. К 2022 году стоимость среднего ущерба, нанесённого жертвам интернет-аферистов, увеличилась почти на 30%. За девять месяцев текущего года урон от действий преступников превысил 10 млрд рублей. По данным Центробанка, только в третьем квартале 2022 года мошенники выманили у россиян 4 млрд рублей — рекордную сумму за год.

Больше всего средств кибермошенники похитили, взламывая банковские приложения: 2,7 млрд рублей. В 75% случаев доступ к мобильному банку преступники получали, используя методы социальной инженерии.

Самым распространённым инструментом аферистов остается телефонное мошенничество. Гражданам могут звонить от имени:

  • службы безопасности или клиентской поддержки банка;
  • правоохранительных органов;
  • служб социальной защиты;
  • «продавца» на сервисах бесплатных объявлений.

Темой звонка может быть предупреждение о «блокировке карты», экстренный вывод денег с «пластика» на межбанковский счёт, предложение оформить льготу или денежную выплату, продажа товара по выгодной цене и т.д. Часто в схеме участвуют несколько человек: они перенаправляют жертву друг к другу, представляясь сотрудниками разных отделов ведомства или организации. Их цель — конфиденциальные данные человека: номер его карты, срок её действия, СVV- и PIN-код к «пластику», логин и пароль для входа в онлайн-банк, разовые коды из банковских SMS-уведомлений. С этой информацией аферисты могут зайти в чужой мобильный банк и похитить деньги.

В коммуникациях с доверчивыми россиянами мошенники используют актуальные инфоповоды: например, блокировку карт «Мир» в некоторых странах. Предлагая собеседникам помощь в переводе денег на иностранные карты, преступники просят перевести средства на счёт «посредников», а затем по своим каналам они перечислят сумму (за вычетом оплаты их услуг) на зарубежный «пластик». После того как человек выполнит инструкции, аферисты просто похищают его деньги и блокируют в своих мессенджерах его контакт.

Ещё одной популярной схемой является помощь в оформлении ссуд и займов людям с активными просрочками или плохой кредитной историей. Должнику предлагают оформить специальную карту с кредитным лимитом, а получив согласие, просят предоставить данные ИНН, СНИЛС и паспорта. Эти сведения помогают аферистам получить крупную сумму в кредит на имя жертвы в незаконных организациях.

Чтобы не попасться на уловки преступников, важно хранить в тайне свои конфиденциальные данные и не соглашаться на сомнительные предложения (оформление займа в обход бюро кредитных историй, перевод денег за границу через «специальные каналы», удаление просрочек из кредитной истории и т.д.).

Больше информации о том, как защитить свои деньги от мошенников, ждёт вас на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК не только выдаёт микрозаймы на банковский счёт или карту, но и публикует полезные обучающие статьи. Материалы помогают разобраться в ведении личного бюджета, оформлении льгот и пособий, противодействии аферистам и грамотном использовании заёмных средств.