Заёмщики не изучают условий, но знают, как подать жалобу

Почти 60 % заемщиков МФО не интересуются тонкостями условий кредитования, но уверены, что в случае спорной ситуации Центробанк и другие ведомства встанут на их сторону.

Среди россиян, которые активно пользуются микрозаймами до зарплаты, 57% граждан не уделяют внимания изучению условий кредитования и сравниванию предложений разных МФО. Кредитора такие заемщики выбирают, ориентируясь на рекламу или рекомендации друзей, а договор микрозайма подписывают, не вчитываясь в него. Несмотря на легкомысленное отношение к займам, клиенты МФО хорошо знают, куда можно подать жалобу на кредитора, и уверены, что их правота в любом случае будет доказана.

При попадании в просрочку и возникновении спорной ситуации с кредитором 35% заёмщиков жалуются в Центробанк, ещё 15% — в СРО, а остальные клиенты МФО обращаются в Генпрокуратуру или заявляют о «произволе» в СМИ. Чаще всего граждане недовольны тем, что кредитор передал их долг коллекторам, или же порицают механизм начисления пени за просрочку. Во многих случаях жалобы на неправомерные действия кредиторов в процессе взыскания долга не имеют отношения к МФО, поскольку задолженностью уже занимались коллекторы.

Отношение заёмщиков к кредитным обязательствам и содержание их жалоб говорит о все еще низком уровне финансовой грамотности населения. Это подтверждают и данные аналитического центра НАФИ: исследования показали, что в стране только 12% граждан могут похвастаться хорошими знаниями в сфере финансов. При этом в 2016 году каждый четвертый россиянин назвал уровень своей финансовой осведомленности хорошим или отличным, хотя еще годом ранее так ответил только каждый пятый.

Неумение взвешенно оценить кредитные продукты и зачастую легкомысленное оформление микрозаймов без залога и поручителей приводит к росту уровня закредитованности граждан и увеличению количества должников несмотря на то, что эксперты отмечают положительные тенденции в этом направлении. Так, многие клиенты МФО предпочитают не просто снимать заёмные средства, а расплачиваться ими за запланированные покупки, что говорит о продуманном использовании денег. Также в этом году увеличивается число заёмщиков, которые стараются погасить микрозайм досрочно.

Росту ответственности заёмщиков способствует и образовательная работа кредиторов. Например, онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» не просто выдает срочные микрозаймы, но и регулярно публикует информационные материалы о тонкостях кредитования. На сайте компании в разделе «Блог» размещены полезные статьи о том, где можно оформить микрозайм, как проверить свою кредитную историю, как оценить свою платёжеспособность и не попасть в просрочку. Вся информация находится в открытом доступе, поэтому ознакомиться с ней может каждый желающий.