Коллекторы обратились в Госдуму с просьбой предоставить им доступ к данным Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) направили в Госдуму письмо с просьбой открыть участникам организации доступ к информации ЕСИА. В частности, взыскатели запросили разрешение на проверку номеров телефонов заёмщиков через базу сведений портала «Госуслуги». Члены ассоциации отмечают, что доступ к ЕСИА позволит повысить эффективность взыскания долгов по кредитам и займам онлайн на карту, а также сократить количество звонков третьим лицам.
Необходимость в подобной мере коллекторы объясняют частыми жалобами граждан на звонки с требованием вернуть долг, к которому они не имеют отношения. Подобные ситуации возникают, когда недобросовестные заёмщики при получении денег в долг указывают заведомо неверные контактные данные и не возвращают средства. В результате взыскатели, пытаясь связаться с должником, звонят по неправильному телефону и тревожат граждан, которые ничего не знают ни о личности заёмщика, ни о задолженности.
В некоторых случаях люди становятся жертвами ошибочных звонков по собственной вине. К примеру, покупая SIM-карту с рук, они рискуют получить номер, который ранее кто-то указал при оформлении кредита или займа. Нередко один и тот же телефон оказывается связанным с ссудами в разных организациях. Чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, профессиональные взыскатели просят о возможности проверять телефоны должников в базе ЕСИА. По их мнению, это позволит быстро выявлять случаи мошенничества и в разы сократит количество ошибочных контактов с третьими лицами.
Но многие эксперты, в том числе представители Федеральной службы судебных приставов (ФССП), видят в предложении коллекторов много недостатков. Они считают, что доступ взыскателей к ЕСИА ослабит защиту персональных данных граждан и создаст дополнительный риск утечки информации. По их словам, разумнее идентифицировать контакты заёмщиков на уровне кредиторов в процессе выдачи денег в долг.
Специалисты также указывают на то, что далеко не все пользователи ЕСИА указывают номера телефонов, привязанные к паспортам. Для регистрации на портале госуслуг можно использовать только СНИЛС или адрес электронной почты, поэтому некоторые граждане не предоставляют свои контакты. Во многих случаях аккаунты регистрируют родственники или друзья пользователей, которые обладают большей цифровой и финансовой грамотностью. В основном здесь речь идёт о пожилых россиянах. В таких случаях «помощники», которые создают профиль для другого лица, указывают в качестве контактного свой номер телефона.
Учитывая все нюансы работы портала «Госуслуги» и возможные риски, получить доступ к ЕСИА взыскателям будет непросто. Соответственно, решение вопроса ошибочных звонков также откладывается. Поэтому специалисты советуют гражданам более ответственно подходить к покупке SIM-карт и вдумчиво обращаться за заёмными средствами. Россиянам, которые получают звонки коллекторов по поводу чужого долга, рекомендуют сразу связаться с беспокоящим их агентством по взысканию задолженности и сообщить об использовании неправильного номера телефона.
Ответственное отношение к получению микрокредитов не только сократит количество ошибочных звонков, но и повысит шансы заёмщиков на получение денег в долг. Обращаясь в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово», указывайте в заявке только правдивые сведения и актуальные контактные данные. Предоставляя точную информацию, вы подтверждаете свой статус дисциплинированного заёмщика и получаете больше шансов на одобрение микрозайма на любые цели.