Стоимость финансовых услуг не удовлетворяет россиян и вынуждает их отказываться от обращений в банки и страховые компании. Об этом свидетельствуют результаты анализа индекса ценовой доступности финуслуг для граждан РФ, рассчитанные Центробанком.
Центробанк провёл опрос среди граждан РФ и юридических лиц, на основе которого был рассчитан индекс ценовой доступности финансовых услуг в России. Этот показатель отражает долю пользователей, отказавшихся от использования базовых услуг в денежной сфере из-за слишком высокой стоимости последних. К базовым финансовым продуктам относят срочный вклад, кредит или микрозайм до зарплаты, текущий счёт и страховку. В рамках исследования было опрошено 1600 физических лиц и 500 компаний.
По итогам исследования индекс составил 0,82 при возможном диапазоне от 0 до 4. Расчёт показателя заключается в суммировании долей граждан, которые отказались от каждой из вышеуказанных базовых финуслуг по причине их высокой стоимости. Для осуществления расчёта доли таких респондентов выражаются в числовом измерении от 0 до 1.
При этом в ЦБ рекомендуют учитывать факт недостаточной финансовой грамотности наших сограждан и делать на это поправку, анализируя результаты исследования. Так, 9% респондентов отказались открыть счёт в банке, поскольку данная услуга показалась им слишком дорогостоящей, при этом реальная стоимость услуги равна нулю.
Опрос показал, что слишком низкие процентные ставки вынудили 17% опрошенных граждан отказаться от срочного вклада. Ещё 33,3% респондентов не стали оформлять кредитные продукты, оценив их как излишне дорогие. Высокая стоимость также стала причиной отказа от оформления страховки для 22,9 % потребителей.
Согласно результатам исследования, уровень недоверия наших сограждан к учреждениям, предлагающим финуслуги, всё ещё остаётся достаточно высоким. Так, банкам сегодня не доверяют 24% опрошенных граждан, а микрофинансовым организациям, выдающим микрозаймы на карту, 40,4%. Не вызывают доверия страховые компании, ломбарды и кредитные кооперативы у 32,3–34,4% респондентов. Ну а 11,9% участников опроса вовсе не доверяют никаким организациям, работающим в сфере финансов.
Причинами такого высокого уровня недоверия являются недостаточная осведомлённость граждан в финансовых вопросах, а также растущее количество мошенников, орудующих на финансовом рынке. В некоторых случаях причиной недоверия к кредитным организациям становится легкомысленный подход самих же россиян, которые оформляют срочные займы, не рассчитав своих финансовых возможностей, что в итоге приводит к просрочкам и, как следствие, негативному отношению к кредитным организациям в целом.
Избежать задолженностей по микрозаймам на карту поможет ответственный подход к изучению всех условий при получении денег на карту. Прозрачные и легальные МФО, предлагая своим клиентам оформить микрокредит до зарплаты, дают им возможность изучить все детали заключения сделки на сайте компании и самостоятельно убедиться в отсутствии «подводных камней».
В онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово», занимающем лидирующие позиции на рынке микрофинансирования, заёмщики могут использовать онлайн-калькулятор, расположенный на сайте МФО, и с его помощью рассчитать размер будущего платежа, а также тщательно оценить свои финансовые возможности. В случае возникновения проблемных ситуаций клиенты «Честного слова» могут также продлить микрозайм в онлайн-режиме, не выходя из дома. Вернуть полученный заём на карту заёмщики могут рядом удобных способов, в том числе онлайн, в режиме 24/7, что позволит избежать просрочек и других возможных неудобств.