Телефонные мошенники «блокируют» мобильные номера

 

Центробанк предупреждает о новой схеме телефонного мошенничества: аферисты выдают себя за сотрудников оператора мобильной связи, предупреждая абонентов об «угрозе» блокировки их номеров. Целью злоумышленников является переадресация звонков и сообщений абонента для доступа к его онлайн-банку.

В России обнаружили новую схему телефонного мошенничества. Преступники звонят под видом сотрудников оператора мобильной связи и сообщают абоненту, что его мобильный номер будет заблокирован.

Чтобы не допустить «блокировки», человека просят ввести на своем телефоне комбинацию цифр или отправить определенный SMS-запрос. Выполнив требуемые действия, собеседник аферистов активирует переадресацию своих звонков и сообщений на чужой номер. В результате мошенники перехватывают SMS-уведомления из банка и получают возможность совершать платежные операции от имени обманутого абонента.

Чтобы убедить «сотрудничать» потенциальных жертв, преступники используют и другие легенды. Например, предлагают принять участие в акции от мобильного оператора, сменить свой тарифный план на более выгодный, отключить платные услуги. Иногда звонят с требованием перезаключить договор предоставления услуг или просят актуализировать данные абонента. В любом из случаев их задача — установить переадресацию или получить доступ к личному кабинету абонента на сайте мобильного оператора.

Если вы получили звонок с похожим предложением, без всяких объяснений положите трубку и самостоятельно свяжитесь с представителем мобильного оператора, чтобы уточнить информацию. Не стоит набирать сомнительные USSD-команды, даже если вас пугают взломом личного кабинета абонента или блокировкой номера.

Телефонные аферисты в совершенстве изучили методы социальной инженерии и теперь звонят россиянам от имени банков, МФО, государственных структур и полиции. С помощью обмана и манипуляции фактами они убеждают граждан сообщать свои конфиденциальные данные, перечислять накопления на мошеннические счета, устанавливать вредоносное ПО на смартфон, активировать переадресацию звонков.

Не гнушаясь ничем для достижения цели, преступники играют на эмоциях жертв, запугивая их или обещая различные выгоды: предлагая принять участие в лотерее, бесплатно получить приз, оформить дополнительные льготы или выплаты, получить займ на карту на особо привлекательных условиях, оформить волонтерскую помощь и т.д.

Определить звонок мошенников можно по нескольким признакам:

  • Собеседник не представился полностью, не назвал отделение организации, в которой работает, не ответил на ваши уточняющие вопросы. Может просто сказать, что звонит из службы безопасности банка, полиции, Центробанка и т.д.
  • Звонящий сообщает об экстренной ситуации (блокировка вашего счета, неправомерное списание денег, отключение номера) и заставляет вас немедленно принять какое-либо решение или выполнить нужное ему действие. Благодаря этому приему вас лишают возможности трезво оценить происходящее.
  • У вас выспрашивают конфиденциальные сведения (PIN- и CVV-коды к картам, коды из SMS-сообщений от банка, пароли доступа к онлайн-банку). Просят ввести неизвестную вам цифровую комбинацию на смартфоне или установить мобильное приложение.

Заподозрив обман, положите трубку и при необходимости свяжитесь с официальным представителем организации, от имени которой с вами общались.

Как эффективно противодействовать мошенничеству? Что делать, если вы уже передали свои данные аферистам? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на вкладке «Финансовая грамотность» в блоге онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово».