Спрос на заёмные средства среди граждан вырос до докризисного уровня: россияне снова занимают в МФО на ежедневные потребности и отпуск.
С началом лета и выходом из режима самоизоляции россияне все чаще интересуются кредитами и займами под низкий процент. Если в марте прирост заявок на деньги в долг составлял всего 16% относительно января, то уже в июне количество обращений от граждан превысило показатель мая на 105%. При этом банки и МФО пока не собираются восстанавливать докризисный уровень одобрения запросов, а потому тщательнее, чем раньше, проверяют платежеспособность заемщиков.
Наиболее активное восстановление спроса эксперты отмечают в сегменте автокредитов: в июне количество заявок достигло 97% от докризисного значения марта 2020 года. Высокий рост продемонстрировал и сектор POS-кредитов: здесь число запросов выросло до 96% от мартовского показателя. Востребованность остальных видов займов растет не так быстро: например, спрос на кредитные карты достиг только 69% от мартовского уровня.
В летний сезон микрозаймы до зарплаты помогают гражданам привлечь недостающие средства на организацию отдыха. Чаще всего россияне оформляют займ на 20–30 тыс. рублей, и эти деньги планируют потратить следующим образом: 20% клиентов — на проезд, 30% — на проживание в гостинице, 40% — на оплату ежедневных потребностей, 10% — на прочие расходы. Несмотря на оживление спроса, доля займов на отпуск все еще колеблется в пределах 3–4% от общего числа выдач, отставая от докризисного периода. Прошлым летом эта целевая категория составляла 6% всех оформленных займов. Согласно данным опросов аналитических агентств, в 2020 году около 50% заемщиков вообще не планируют ехать в отпуск, а примерно 30% не хотят тратиться на отдых и развлечения из-за финансовой нестабильности.
Платежеспособность большинства заемщиков лишь незначительно пострадала вследствие кризиса, таково мнение экспертов. Временное падение зарплат смягчил рост государственных выплат и введение различных льгот, а также запуск программы кредитных каникул. Многие кредиторы пошли навстречу клиентам, предлагая собственные программы реструктуризации долгов, все эти меры в комплексе уберегли граждан от дефолта.
Карантин внес свои коррективы в поведение российских заемщиков. Исследование «Эквифакс» продемонстрировало рост числа онлайн-заявок на кредиты и займы. Например, после режима самоизоляции россияне стали активнее подавать удаленные запросы на автокредиты, хотя до кризиса данный канал не был востребован. Увеличилось количество интернет-заявок на оформление потребительских займов: жители России оценили возможность занять средства без посещения людных мест.
Несмотря на восстановление спроса на займы, кредиторы не спешат наращивать выдачи. Компании учитывают риски наращивания просрочки к концу 2020 года за счет того, что часть дефолтных заемщиков выйдет из кредитных каникул. Такая вероятность заставляет кредиторов тщательнее оценивать потенциальных клиентов, обращая внимание на их показатель долговой нагрузки, и одобрять запросы лишь в том случае, если еще один займ не приведет заемщика к долгам.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» лояльно рассматривает заявки новых клиентов, поддерживая граждан, которые оказались в сложном материальном положении. Постоянные заемщики получают дополнительные привилегии в рамках программы лояльности: им автоматически присваивается статус, позволяющий занимать большие суммы на увеличенный срок. Чем чаще обращается клиент - тем выше его статус и шире возможности при оформлении займа. Условия программы читайте в разделе сайта «Постоянным клиентам».