Россияне не готовы отказаться от экономии

Потребительские настроения россиян постепенно улучшаются, но больше тратить граждане пока не спешат.

Специалисты международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) совместно с экспертами холдинга «Ромир» изучают потребительские настроения россиян с начала пандемии и до настоящего времени. Авторы исследования выяснили, что потребители постепенно возвращаются к привычному уровню расходов, но при этом стараются контролировать свои траты.

В сравнении с апрельскими итогами опроса, в мае россияне оптимистичнее оценили эпидемиологическую ситуацию в стране и мире. За это время на 18% снизилось количество людей, ожидающих худшего в будущем: в мае доля таких ответов составила 47% в сравнении с 65% в апреле. Мнение о том, что мир находится в опасности из-за пандемии, поддержали 62% респондентов или на 13% меньше, чем месяцем ранее.

Также сократилось количество россиян, которые изменили свои потребительские привычки, защищаясь от коронавируса. В мае 75% участников опроса признали, что избегают посещения людных мест, а 62% рассказали об изменении привычной ежедневной рутины. В апреле аналогичные ответы дали 85% и 75% участников опроса соответственно.

Чтобы сохранить баланс между доходами и расходами, в следующем полугодии россияне продолжат экономить. По данным экспертов, покупательские настроения наших соотечественников упали по 95% категорий; больше всего граждане сократили траты на досуг и проезд в общественном транспорте. При этом все возрастные группы респондентов увеличили расходы на безрецептурные медицинские препараты, домашний интернет, услуги ЖКХ и просмотр платных телеканалов. Москвичи, ожидающие продления мер карантинных ограничений, настроены на дальнейшую экономию больше жителей других регионов.

Несмотря на внештатную ситуацию, граждане уже адаптировались к новым условиям и постепенно возвращаются к прежнему режиму потребления. Эксперты прогнозируют, что в первую очередь восстановится спрос на одежду и косметику, а дольше всех будет восстанавливаться сегмент отдыха и туризма. Разнообразные акции и скидки от сервисов онлайн-торговли стимулируют россиян увеличивать расходы, равно как и начало отпускного сезона.

В результате опроса эксперты также получили данные о том, что подталкивало граждан к экономии или, наоборот, повышению трат. Падение доходов и имеющиеся запасы продуктов стимулировали сокращение расходов респондентов, при этом ожидание роста цен и желание приобрести необходимые товары про запас побуждало россиян наращивать объемы покупок.

Специалисты ведомства сходятся во мнении, что жители РФ уже устали от карантина и с нетерпением ожидают возврата к привычному ритму жизни. При этом некоторые привычки, выработанные за период карантина, граждане решили сохранить. В рамках исследования потребители сообщили, что планируют и дальше готовить пищу дома, проводить больше времени с родными и покупать товары через интернет.

В сложных условиях экономия является оптимальной моделью потребительского поведения. Чтобы предупредить финансовые трудности, стоит временно отказаться от необязательных расходов и не брать деньги в долг без нужды. Если возникла острая необходимость в заемных средствах, тщательно взвешивайте свои финансовые возможности и выбирайте безопасный способ оформления займа.

Получить средства на банковский счёт или карту в дистанционном режиме можно в онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово». При первом обращении в МФК клиентам одобряют до 30 000 рублей, а постоянные заёмщики могут рассчитывать на большие суммы в рамках программы лояльности.