В РФ состоятся обучающие семинары, на которых гражданам расскажут о методах противодействия телефонным мошенникам
Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ) совместно с Центробанком проведет ряд семинаров, посвящённых теме кибермошенничества. Волонтеры расскажут гражданам о действующих методах мошенничества и о том, как противостоять аферистам. Особое внимание спикеры уделят специфике социальной инженерии, при помощи которой злоумышленники чаще всего узнают у жертв конфиденциальные сведения.
Занятия будут проводить добровольцы, которые прошли специальный курс подготовки и соответствующее тестирование. Задачей тьюторов станет не только обучение граждан, но и изучение новых недобросовестных практик, существующих на финансовом рынке, определение мошеннических объявлений в интернете и передача соответствующей информации в Центробанк.
Согласно сведениям организации ФинЦЕРТ, в 97% случаев мошенники похищают деньги со счетов россиян, используя методы социальной инженерии. Виной тому — частые утечки данных клиентов финансовых организаций. Конфиденциальная информация о россиянах помогает аферистам достичь максимальной убедительности в телефонном общении с жертвами. Злоумышленники звонят и представляются банковскими работниками, называя персональные данные своих жертв, а также номера карт и сведения о последних операциях по счету. Услышав эту информацию от собеседника, граждане теряют бдительность и добровольно сообщают преступникам секретные данные для доступа к своим счетам или коды подтверждения операций с деньгами.
Эксперты настаивают на том, что решать проблему социальной инженерии необходимо комплексно. Усилия правоохранительных органов по поиску аферистов стоит подкреплять системными мерами, направленными на повышение финансовой грамотности граждан, особенно пожилых. По этой причине АРФГ организовывает семинары и другие волонтерские проекты для россиян, которые хотят улучшить свои знания в сфере защиты от мошенничества.
На данный момент участниками АРФГ являются 19 организаций: Центробанк России, крупные игроки банковского рынка и профильные ассоциации. Они проводят обучающие мероприятия за счет членских взносов, но этих средств недостаточно для запуска масштабных программ по повышению финграмотности россиян. В планах ассоциации — охватить лекциями и семинарами как минимум 40 % населения РФ. Для реализации этого амбициозного проекта понадобится множество профессиональных тьюторов, которыми станут подготовленные добровольцы, готовые делиться знаниями.
К сожалению, результативность образовательных программ часто переоценивают. Люди все равно становятся жертвами аферистов, даже если накануне получили качественную информацию о том, как предотвратить мошенничество. В стрессовых ситуациях — таких как получение сообщения о блокировке карты или списании значительной суммы со счета, не каждый может сосредоточиться на анализе ситуации, поэтому россияне все же поддаются на уловки мошенников и сообщают им конфиденциальные данные.
Эксперты напоминают, что в борьбе с аферистами лучшая тактика — сохранять спокойствие и тщательно отслеживать ход разговора. Если во время телефонного общения банковский сотрудник просит вас сообщить конфиденциальные сведения, вынуждает к поспешным решениям, пугает списанием денег, такие действия могут сигнализировать о попытке мошенничества. Следует внезапно прервать разговор и перезвонить официальному представителю банка для уточнения информации.
Хотите регулярно получать полезную информацию на финансовые темы? Загляните в разделы «Блог» и «Новости» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК не только выдает займы онлайн на карту, но и информирует клиентов о последних событиях рынка дистанционных займов. Все материалы находятся в свободном доступе для пользователей сайта.