Сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) разъяснили, как должно проходить взаимодействие между коллекторами и должниками в телефонном режиме.
В России уже год действует «антиколлекторский» закон, установивший четкие правила взаимодействия между взыскателями и должниками. Несмотря на прозрачность правил, недобросовестные коллекторские агентства пытаются их обойти, чтобы активнее воздействовать на неплательщиков. В частности, взыскатели нарушают разрешенное количество телефонных звонков гражданам. Эксперты ФССП дают официальное разъяснение о схеме, по которой должно проходить телефонное общение между коллекторами и должниками.
Игнорировать законодательные нормы компаниям, которые занимаются выдачей займов под маленький процент или взысканием долгов, помогает простая уловка. Они просят заемщика подписать документ, подтверждающий его согласие на увеличение интенсивности общения. В некоторых случаях кредиторы даже заявляют, что без заключения такого соглашения гражданин не сможет получить средства. Именно наличием данного согласия взыскатели оправдывают свои действия, превышая допустимое количество звонков и SMS-сообщений.
Большинство заемщиков подписывают требуемый документ, не задумываясь о его законности и возможных рисках. В результате сталкиваются с тем, что при наступлении просрочки коллекторы звонят практически круглосуточно, пытаясь быстрее вернуть долг с помощью психологического давления. Многие граждане, которые оказались в такой ситуации, даже не подают жалобы на назойливых взыскателей, считая, что им не помогут из-за добровольно подписанного разрешения.
Эксперты ФССП подчеркивают: если кредитор заключил с клиентом такое соглашение до наступления факта просрочки, значит, бумага не обладает юридической силой и противоречит законодательным требованиям, нарушая законные интересы и права граждан. Случаи получения кредиторами письменного согласия заемщика на превышение частоты звонков приставы фиксируют с 2017 года, выявив за 2,5 года около 3 тыс. таких документов. По факту нарушения законодательства суды 786 раз приняли решение о применении штрафных санкций по отношению к коллекторам, а несколько компаний лишились места в госреестре.
Сейчас эксперты минюста готовят законопроект, усиливающий административную ответственность взыскателей за нарушение прав граждан при возврате долгов. Документ включает в число субъектов административного правонарушения кредитные организации, которые нередко преступают законодательные нормы. Например, банки «грешат» частыми звонками должникам, но их пока за это не штрафуют. Приставы напоминают: коллекторы могут звонить гражданам только в рабочие дни с 8:00 до 22:00 по местному времени. Во время выходных связываться с должниками можно только 9:00 до 20:00. Количество звонков не должно превышать 1 в сутки, 2 в неделю и 8 в месяц. Личные встречи ограничены одним разом в неделю.
Планируя занять средства, заёмщику стоит выбрать надёжную компанию, которая выдаёт деньги в долг без «подводных камней». В онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово» можно получить 30 тыс. рублей и другие суммы до зарплаты на прозрачных условиях. Договор микрозайма соответствует всем нормам закона, не содержит скрытых комиссий или платежей. Чтобы убедиться в этом, зайдите в раздел сайта компании «Условия» и изучите типовый документ перед подачей заявки на займ. Если в ходе ознакомления с условиями получения средств у вас возникнут вопросы, задайте их нашему сотруднику через онлайн-форму обратной связи.