Мошенники усложнили схемы обмана граждан

Россияне стали реже заявлять о противоправном выводе средств со своих карт и счетов с применением методов социальной инженерии.

Эксперты Центробанка представили регулярный обзор инцидентов информационной безопасности при проведении денежных переводов. По данным регулятора, доля случаев хищения денег со счетов граждан с применением методов социальной инженерии в общей массе мошенничеств снизилась. По результатам 3-го квартала 2021 года соответствующий показатель упал до 41%, тогда как во 2-м квартале его значение достигало 56%, а годом ранее — почти 64%.

К сожалению, такое сокращение является номинальным, т.к. на самом деле в стране растет число атак аферистов с применением методов социальной инженерии. По итогам 3-го квартала 2021 года количество подобных инцидентов составило 12,2 тыс. штук, что в 2,6 раз превысило показатель аналогичного периода 2020 года. Представители банков сообщают, что мошенники активно звонят клиентам с угрозами или «выгодными» предложениями, часто используя автоматические системы дозвона и роботизированных помощников.

Со временем схемы обмана становятся все сложнее и запутаннее, чтобы правоохранители не смогли отследить, кто похитил средства. Из последних «нововведений» мошенников — звонок человеку и просьба не просто перечислить деньги по подставным реквизитам, но и обналичить определенную сумму в банкомате, а затем перевести средства на счет в другом банке. Чтобы запутать следствие, мошенники удлиняют цепочку операций и быстро снимают «прибыль», почти не оставляя следов.

Подобные инциденты не попадают в «радар» Центробанка потому, что граждане все реже о них заявляют. Клиенты банков понимают, что, если они самостоятельно перевели деньги на чужой счет или сообщили третьим лицам свои конфиденциальные сведения, то им не вернут потерю. Поэтому пострадавшие россияне отказываются от идеи сообщать об аферистах, особенно, если сумма ущерба относительно невелика.

Еще одной причиной «улучшения» статистики является нежелание банков фиксировать несанкционированные операции, связанные с социальной инженерией. Согласно указанию Центробанка, банкиров обязали проводить различные информационные мероприятия для клиентов, чтобы снизить уровень мошенничества с картами и счетами. Эффективность действий компаний регулятор проверяет, изучая показатели статистики и анализируя количество транзакций, совершенных без согласия клиентов. Чтобы не увеличивать расходы на мероприятия такого рода, банки просто не упоминают в отчетах по несанкционированным операциям про социальную инженерию, указывая другие причины хищений.

Главным оружием граждан против мошенников остается бдительность и информированность о схемах обмана.  Если вам звонят из банка и сообщают о списании денег, блокировке счета, снятии ваших средств в банкомате и других угрозах, не спешите выполнять инструкции звонящего! Лучше прервите разговор, перезвоните по официальному номеру горячей линии банка и уточните информацию. Это правило касается и предложений взять займ на карту по сниженной ставке, открыть депозит на выгодных условиях, оформить соцвыплату, получить какие-либо пособия, льготы или денежные начисления. Мошенники могут звонить не только от имени банка, но и «из правоохранительных органов», «социальных служб» и различных государственных ведомств.

Как оставаться в курсе эффективных методов противодействия мошенничеству? Следите за публикацией новых материалов в разделах «Новости» и «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! МФК регулярно публикует информацию о новых схемах работы мошенников, важных законодательных изменениях и интересных исследованиях.