Чтобы присвоить деньги граждан, мошенники стимулируют их подавать заявки на онлайн-кредиты.
Эксперты в области информационной безопасности сообщают об очередной схеме мошенничества: аферисты звонят гражданам и под видом банковских сотрудников предлагают получить онлайн-кредит. В случае согласия жертвы мошенники оформляют на ее имя договор кредита, а полученную сумму присваивают. Эту схему правоохранители фиксируют в разных регионах страны на протяжении последнего года.
Чтобы склонить собеседника к нужным действиям, аферисты сообщают, что в другом городе кто-то подал подозрительный запрос на кредит или займ на карту от его имени. Для отмены «несанкционированной заявки» они просят жертву зайти в мобильное приложение банка и заполнить онлайн-запрос на ссуду в размере, аналогичном поданному мнимыми аферистами. По словам мошенников, банк зафиксирует две аналогичные заявки и отклонит обе, что спасет их собеседника от нелегального кредита.
Далее события могут развиваться по двум сценариям: если банк действительно откажет человеку в выдаче ссуды, то «банковские сотрудники» поблагодарят его за содействие и окончат разговор. Но если пришло уведомление об одобрении заявки, мошенники убеждают жертву завершить оформление кредита, а затем перечислить средства на определенный счет или сообщить код, который придет в SMS-сообщении. Как только заемщик выполняет эти инструкции, деньги уплывают к аферистам, а ему остаются кредитные обязательства перед банком.
В некоторых случаях мошенники уговаривают жертву установить на смартфон приложение, которое переадресовывает SMS-сообщения от банка на их номер. Такая программа позволяет узнать коды доступа к онлайн-банку человека и совершать от его имени банковские переводы. Нередко аферисты просят установить под видом антивируса или защитной программы приложение для удаленного доступа к смартфону.
На руку мошенникам играет новизна описанной схемы. Большинство людей готовы к сообщениям о мнимой блокировке счета или ложном списании денег с карты, но заявление о несанкционированном кредите застает их врасплох. Аферисты легко оперируют банковской терминологией, называют некоторые персональные данные жертвы и до последнего не требуют сообщить никаких конфиденциальных сведений, а потому внушают доверие многим собеседникам. В описанной схеме используются методы социальной инженерии, поэтому ее жертвам сложно добиться компенсации от банка. Фактически, россияне самостоятельно оформляют онлайн-кредит и добровольно сообщают конфиденциальные сведения третьим лицам, поэтому принимают ответственность за хищение денег на себя.
Получив звонок от представителя банка, внимательно следите за ходом беседы и ни при каких обстоятельствах не называйте свои конфиденциальные данные: PIN- и CVV-коды к картам, пароли из банковских сообщений, срок действия карты и т.д. Если собеседник сообщает о списании средств, несанкционированной операции по карте или о другом подозрительном действии, лучше прервать разговор и позвонить на горячую линию своего банка, чтобы уточнить правдивость информации. Насторожить в разговоре должны и попытки напугать потерей денег, обещание быстрой выгоды, постоянные просьбы поторопиться.
Хотите быть в курсе того, как распознать мошенников, противодействовать обману и с выгодой использовать финансовые продукты? Зайдите в раздел «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! Компания регулярно публикует интересные и полезные материалы, которые научат вас больше зарабатывать, экономить, эффективно использовать заемные средства и защищаться от аферистов.