Контроль над взысканием долгов россиян по банковским кредитам и микрозаймам МФО могут доверить приставам.
Сотрудники Минюста предлагают законопроект, который передает деятельность по взысканию с россиян долгов по кредитам и займам под контроль судебных приставов. Соответствующие поправки должны внести в закон, регламентирующий защиту прав физлиц в ходе взыскания просроченной задолженности, а также в закон «О кредитных историях».
Сейчас Федеральная служба судебных приставов (ФССП) контролирует работу профессиональных взыскателей, составляет соответствующий госреестр и разрабатывает стандарты ведения деятельности для коллекторов. Минюст предлагает распространить полномочия ведомства на организации, для которых взыскание долгов граждан является сопутствующей деятельностью. В число таких компаний входят банки и МФО, у которых есть собственные отделы по работе с просроченной задолженностью. Планируется, что под надзор приставов не должны попадать ломбарды и организации ЖКХ.
Согласно предложенным поправкам, ФССП вправе вести перечень компаний, которые занимаются возвратом долгов физлиц в качестве дополнительной деятельности. Также приставы могут ограничивать кредиторов в использовании отдельных методов взаимодействия с должниками на период до 60 дней. Подобные запреты должны отражаться одновременно в госреестре организаций и списке компаний, который ведет ФССП. Например, если кредитор неоднократно превышает разрешенное количество звонков должнику, то приставы могут ограничить его право связываться с клиентами по телефону. Отметка о данной мере сразу должна появиться в сведениях о компании в госреестре и списке ФССП.
Дополнительно новый законопроект вводит ряд требований к МФО и кредитным организациям, которые взыскивают долги. Чтобы заниматься возвратом задолженности, компании обязаны использовать специальное программное обеспечение и оборудование, список которого указан в документе. Они должны записывать все текстовые, голосовые и прочие сообщения, которые отправляют должникам с целью взыскания средств. В случае прямого взаимодействия с клиентами в ходе работы с просрочкой организации обязаны вести аудиозапись встречи.
Данный законопроект направлен на усиление защиты прав клиентов банков, МФО и других компаний, выдающих деньги в долг. Он побуждает организации тщательнее контролировать процесс взыскания долгов и ответственнее подходить к взаимодействию с клиентами, исключая применение токсичных практик.
Результатом принятия предложенных поправок может стать рост количества дел, которые кредиторы передают коллекторам. В последнее время многие МФО предпочитают самостоятельно работать с должниками, договариваясь с ними о реструктуризации и возврате к графику погашения займа. Но усиления контроля со стороны ФССП может вынудить такие компании отказаться от собственных отделов по взысканию долгов и снова нарастить объемы цессии. Также кредиторы могут увеличить количество судебных исков против граждан, задолжавших по займам. В условиях, когда самостоятельно заниматься взысканием задолженности становится слишком обременительно, возврат средств через суд может стать более востребованным.
Эксперты отмечают: важно, чтобы все законодательные изменения были продуманными и в меру жесткими. В противном случае новые поправки могут ускорить уход с рынка законных игроков и снизить доступность финансовых услуг для жителей страны.
В сложных экономических условиях граждане все чаще ищут простые финансовые инструменты, которые помогут быстро получить нужную сумму на текущие потребности. Оперативный доступ к деньгам без сбора пакета документов обеспечивают онлайн-МФО. В число ответственных и безопасных компаний входит онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово»: МФК выдает микрозаймы по паспорту, гарантируя прозрачные условия обслуживания и простую процедуру оформления денег в долг. Детальнее о том, как занять средства на любые нужды, читайте в разделе сайта «Условия».