Россиянам стали реже отказывать в упрощенном банкротстве. Граждане изучили требования закона и начали правильно подавать заявления в МФЦ.
Полгода назад в силу вступил закон об упрощённом банкротстве, который позволил гражданам заявить о своей неплатёжеспособности во внесудебном порядке. Новый инструмент пока не завоевал популярности среди россиян: с сентября 2020 года МФЦ приняли более 7,9 тыс. штук заявлений от потенциальных банкротов, из которых в работу взяли только 2,6 тыс. штук. Для сравнения: судебное банкротство в прошлом году инициировали 119 тыс. граждан. Но в 2021 году доля отказов в упрощенной процедуре начала постепенно снижаться.
Главной причиной, почему специалисты МФЦ отклоняли заявления россиян, стал низкий уровень осведомленности населения об особенностях нового механизма. Люди игнорировали тот факт, что требования к «упрощенному» банкроту весьма строги: сумма долгов от 50 тыс. до 500 тыс. рублей и наличие закрытого исполнительного производства, которое подтверждает, что у должника нет имущества для взыскания. Некоторые граждане пытались искусственно занизить сумму задолженности, указывая в заявлении неполный список кредиторов.
Но ситуация постепенно начала меняться к лучшему. За период с сентября 2020 года по январь 2021 года доля возбужденных дел о банкротстве в упрощенном режиме выросла с 20,5% до 46,5%. Уровень одобрения заявлений увеличился благодаря качественной информационной работе. Сведения о правилах использования внесудебного банкротства разместили в МФЦ и на сайте Госуслуг, а в некоторых регионах дополнительные разъяснения доносили до населения через СМИ.
Внесудебное банкротство удобнее и выгоднее для граждан, отмечают эксперты. Человеку необходимо только подать в МФЦ правильно составленное заявление, при этом не нужно платить финансовому управляющему и тратиться на другие судебные издержки. Упрощенная процедура занимает полгода, тогда как разбирательство в суде может длиться гораздо больше времени.
Ранее представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств предложили еще больше упростить внесудебное банкротство. Они отметили, что опцию подачи заявления о банкротстве следует включить в функционал портала Госуслуг, чтобы система автоматически формировала заявку, проверяла данные человека, информировала должника и кредитора о ходе дела, вносила сведения в реестр банкротств. Такая процедура была бы понятнее для граждан и разгрузила сотрудников МФЦ. Представители правительства соглашаются: внесудебный механизм следует доработать, но делать это следует, только когда накопится достаточно правоприменительного опыта, который можно проанализировать.
Процедура банкротства — это важный инструмент поддержки граждан, которые не могут справиться с непосильными долгами по кредитам и займам на карту. Но его нельзя воспринимать, как «лазейку», которая помогает не возвращаться средства кредитору. Статус банкрота предусматривает ряд ограничений для человека, поэтому заявлять о своей неплатёжеспособности следует, только в крайнем случае.
Внесут ли депутаты изменения в процедуру внесудебного банкротства? За счёт чего данный инструмент может стать удобнее и проще? Следите за обновлениями на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», чтобы не пропустить важную информацию. Из раздела сайта «Новости» вы узнаете о последних событиях рынка онлайн-займов, интересных исследованиях и актуальных законодательных изменениях.