Кредиторам напомнили о правилах взаимодействия с должниками

Центробанк напомнил кредиторам, что у них нет права изменять частоту и способы взаимодействия с должниками на этапе оформления договора.

Центробанк направил банкам, кредитным кооперативам и МФО информационное сообщение, в котором напомнил о действующих правилах взаимодействия с должниками. Регулятор подчеркнул, что частота и допустимые способы общения с заемщиками четко прописаны в действующем законодательстве, и кредиторы не вправе изменять данные нормы в ходе взыскания просрочки по кредитам и займам на карту онлайн. Договариваться об альтернативной схеме взаимодействия компаниям разрешено только в случае заключения договора о реструктуризации долга либо по инициативе клиента.

Сотрудники Центробанка были вынуждены направить это обращение игрокам рынка из-за учащения попыток обойти нормы антиколлекторского закона. На этапе выдачи денег в долг компании навязывали клиентам дополнительное соглашение, положения которого позволяли кредитору связываться с заёмщиками в любое время. Недобросовестные организации в дальнейшем ежедневно звонили должникам, отправляли множество SMS-сообщений и уведомлений на электронную почту. Когда клиенты попытались жаловаться на превышение частоты взаимодействия, кредиторы сослались на действие подписанного соглашения.

Такая практика является недобросовестной и нарушает права потребителей финансовых услуг, уверены представители регулятора. Заключая договор кредита или займа, клиент еще не является должником, поэтому нельзя заранее оговаривать с ним частоту взаимодействия в случае образования долга. Только после того, как заемщик действительно попадет в просрочку, кредитор может подписать с ним соглашение о превышении количества звонков.

Эксперты напоминают гражданам: оформляя ссуду или микрозайм, следует внимательно изучить документы, которые вам дают на подпись, и не заключать никаких дополнительных соглашений. При образовании задолженности кредиторы и коллекторы могут связываться с должником строго ограниченное количество раз: звонить максимум 1 раз в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц; присылать сообщения на мобильный телефон — до 2 раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в месяц; лично посещать клиента — до 4 раз в месяц. Начиная общение, коллекторы обязаны представиться, сообщить название компании, которую они представляют, и показать документы, подтверждающие наличие долга.

В ходе общения взыскатели не вправе угрожать, грубить или запугивать должника. Если все же права клиента были нарушены, он может направить жалобу в Центробанк, Роскомнадзор, правоохранительные органы или Федеральную службу судебных приставов.

Хотите занять несколько тысяч рублей до зарплаты, но не знаете, где оформить заем безопасно? Обратитесь в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Новым клиентам компания выдает до 30 тыс. рублей по ставке всего 1% в день, пользоваться средствами можно от 10 до 70 дней. Постоянным заёмщикам доступны большие суммы на срок до 364 дней. Хотите сэкономить на погашении займов? В разделе «Акции» следите за специальными предложениями компании и занимайте средства ещё более выгодно!