Клиенты МФО молодеют

В клиентской базе МФО растёт доля заёмщиков младше 30 лет. Молодежь ценит доступность быстрых займов и лояльное отношение кредиторов.

В общем количестве клиентов МФО почти треть заёмщиков — молодые россияне в возрасте до 30 лет. Такие данные представили аналитики Национального бюро кредитных историй (НБКИ), изучив итоги развития рынка микрозаймов в 2020 году. По состоянию на октябрь 2020 года молодежь стала самой многочисленной категорией клиентов МФО: ее доля достигла 34%, прибавив в годовом выражении 6,7 процентных пунктов (п.п.). Доля клиентов в возрасте 30–39 лет выросла за год всего на 1,3 п.п., а численность остальных возрастных категорий заемщиков снизилась.

Главной причиной «омоложения» клиентской базы стало лояльное отношение МФО к заёмщикам без кредитной истории. На фоне экономической нестабильности в стране банки сократили объемы кредитования новых клиентов, в том числе, молодых. Следуя консервативной рисковой политике, банкиры одобряют гражданам младше 30 лет минимальные суммы кредитов, ограничивают доступные лимиты кредитных карт и часто отклоняют заявки новых клиентов.

Микрокредиторы проводят более мягкую политику по отношению к заёмщикам, охотно выдавая займы по паспорту гражданам старше 18 лет. Главным условием получения средств является наличие стабильного дохода и отсутствие активных просрочек на момент обращения. МФО предлагают простые условия обслуживания, возможность оформить займ в режиме онлайн и множество альтернативных способов внесения платежа. Также компании идут навстречу клиентам, которые столкнулись со сложностями при погашении микрозайма, предлагая программы реструктуризации задолженности.

Процесс «омоложения» несколько ускорила пандемия, отмечают эксперты НБКИ. В условиях самоизоляции граждане стали отдавать предпочтение удаленным сервисам оформления займов, а потому начали обращаться в МФО. Сервисы микрозаймов работали в штатном режиме даже в период карантина, обслуживая заемщиков без задержек и подогревая интерес к своим услугам.

Интересно, что с увеличением доли молодых клиентов выросло и среднее значение персонального кредитного рейтинга (ПКР) потребителей микрозаймов, достигнув уровня 503 баллов. Лидерами по значению ПКР стали заемщики из Кемеровской области с результатом 520 баллов, а замкнули рейтинг жители Рязанской области, ПКР которых составил всего 491 баллов. В числе аутсайдеров оказались также москвичи, едва дотянув до отметки 495 баллов.

Активное развитие онлайн-МФО положительно влияет на уровень цифровой грамотности потребителей финансовых услуг, уверены сотрудники НБКИ. Занимая деньги через интернет, граждане учатся самостоятельно оценивать свою платежеспособность, знакомятся с современными платежными инструментами, оформляют сделки и заключают договоры в дистанционном режиме. В результате растет доля ответственных заемщиков, которые хорошо разбираются в финансовых продуктах и не боятся новых технологий.

Срочно требуются деньги на личные нужды? Получите деньги в долг через интернет, зарегистрировавшись на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! При первом обращении можно оформить займ на 30 000 рублей. Чтобы подать заявку, понадобится только паспорт, реквизиты личного банковского счета или карты, подключение к интернету и мобильный телефон.