Около 9% жителей РФ непосредственно сталкивались с телефонным мошенничеством и теряли из-за действий аферистов крупные суммы средств.
Эксперты «Лаборатории Касперского» опросили россиян на тему телефонного мошенничества. В ходе исследования 9% респондентов признали, что становились жертвами аферистов и теряли крупные суммы. Ещё 33% граждан рассказали, что подобные случаи происходили с их близкими и знакомыми. Среди жертв телефонных преступников только 4% опрошенных подавали заявление в правоохранительные органы по факту мошенничества.
Аналитики «Лаборатории Касперского» отмечают, что в 90% случаев звонки клиентам банков с информацией о блокировке счета или подозрительной транзакции по карте совершают аферисты. Действуют злоумышленники по стандартной схеме: они связываются с потенциальной жертвой от имени банка и сообщают о несанкционированной попытке снять деньги с ее карты или о другой проблеме. Далее просят сообщить конфиденциальную информацию, якобы для блокировки подозрительной операции. Таким образом они выманивают у граждан CVV- и PIN-коды к картам, коды доступа к онлайн-банкингу и секретные пароли, которые приходят на мобильный телефон. Чтобы не вызвать подозрений, мошенники используют различные уловки, например, применяют программы для подмены номера телефона или имитации банковских автоответчиков. Часто злоумышленники располагают персональными данными жертв, а в разговоре используют профессиональную терминологию.
Опрос показал, что 21% граждан не предпринимают никаких мер для защиты телефона от потенциально мошеннических звонков. Ещё 51% респондентов заявили, что попросту не берут трубку, если звонят с неизвестного номера. Специальное защитное ПО используют 17% россиян, а встроенными возможностями смартфона пользуются 37% опрошенных.
Представители Центробанка комментируют, что в 80% случаев хищений денег со счетов граждан мошенники применяют методы социальной инженерии. Это значит, что аферисты обманным путем получают у своих жертв доступ к их счетам. В подобных ситуациях пострадавшие не могут потребовать у банка компенсации средств, ведь они самостоятельно передают третьим лицам конфиденциальные данные. По сведениям МДВ, за 12 месяцев 2018 года россияне заявили о 43 тыс. случаев телефонного мошенничества, а объем несанкционированных операций достиг 1,4 млрд рублей. Для усиления борьбы с социальной инженерией Центробанк направил банкам специальные рекомендации касательно контроля над операциями, которые совершаются без согласия клиента. Тем не менее защита от аферистов остается головной болью самих граждан.
Специалисты напоминают: общаясь по телефону с сотрудником банка, следует внимательно следить за ходом разговора, избегая спешки и паники. Если собеседник просит предоставить какие-либо данные счета, установить на мобильное устройство неизвестное приложение или сообщить код из SMS-сообщения, необходимо тут же прервать разговор. Уточнить правдивость полученной информации можно на официальной горячей линии вашего банка, номер которой указан на обороте карты.
Чтобы не стать жертвой аферистов, необходимо как можно больше узнать об их «почерке», уловках и схемах. Получить необходимые сведения поможет онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Компания не только выдает займы под маленький процент онлайн, но и публикует информацию о последних событиях рынка. В разделе сайта МФК «Новости» вы узнаете об актуальных новациях Центробанка, интересных исследованиях и методах защиты от мошенников.