За 6 месяцев 2020 года финансовому омбудсмену поступило 323 жалобы от клиентов МФО, но рассмотрено только 7 % из общего числа.
В первом полугодии 2020 года клиенты МФО направили финуправляющему 323 заявления о спорных имущественных вопросах при обслуживании займов. Треть жалоб касалась невозврата кредиторами платы за дополнительные услуги, еще 17,7% — завышения суммы процентов по займу на карту, а в 8% случаев заёмщики сообщали о неправильном расчете неустойки. За полгода финомбудсмен рассмотрел только 32 жалобы, 24 из которых удовлетворил в пользу заявителей.
Недобросовестные кредиторы обычно используют невнимательность заемщиков, которые подписывают договоры займа без изучения. Чаще всего компании вносили в документ платные услуги, навязывая их заемщикам без возможности отказа и включали в сумму долга оплату страхования, превышая допустимую полную стоимость займа. Большинство заявлений граждан отклонили из-за нарушения порядка обращения к финуправляющему. Согласно закону, заемщики должны выполнить следующие шаги:
В 33% случаев клиенты МФО направляли свои заявления в обход процедуры, напрямую к финуполномоченному, а потому лишались права на рассмотрение своего обращения. Также жалобы заёмщиков не принимали в случаях, когда:
В связи с тем что финуправляющий уполномочен рассматривать споры только с законными игроками рынка МФО, права заемщиков, пострадавших от действий нелегальных кредиторов, помогут защитить в Центробанке и в суде. Институт финуполномоченного призван наладить взаимодействие между МФО и заёмщиками, устранить недобросовестные практики с рынка микрозаймов и найти оптимальные решения в спорных ситуациях. Оперативно реагируя на обращения граждан, омбудсмен усиливает защиту прав потребителей финансовых услуг.
За полгода работы финансового усправляющего эксперты зафиксировали факты потребительского экстремизма, когда россияне злоупотребляли возможностью обратиться за помощью. Недобросовестные заемщики требовали от МФО компенсации или даже списания долга, выдумав причину для жалобы. В результате финомбудсмену приходилось тратить время на рассмотрение беспочвенных обвинений, а кредиторам - оплатить расходы за его привлечение. Ситуацию усугубляет отсутствие штрафов и других санкций за безосновательные жалобы заёмщиков.
Еще до появления финуполномоченного добросовестные МФО самостоятельно шли на контакт с должниками и успешно решали спорные ситуации с клиентами. Поэтому и сейчас большинство обращений заемщиков к надежным компаниям не остаются без ответа. Если клиент потерял платежеспособность и нуждается в отсрочке платежа, ему всегда пойдут навстречу. Достаточно связаться со своим кредитным специалистом и подтвердить факт падения доходов.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» внимательно относится к потребностям своих клиентов. Чтобы получить консультацию сотрудника компании, воспользуйтесь онлайн-формой обратной связи, расположенной на сайте 4slovo.ru.