Регулирование коллекторской деятельности остается одним из наиболее актуальных вопросов на российском рынке финансовых услуг. По мнению представителей Федеральной службы судебных приставов (ФССП), главная проблема заключается в том, что деятельность взыскателей развивается в неправильном направлении.
Разработка эффективного механизма регулирования коллекторского рынка является одной из главных задач правительства и Центробанка. К решению этой задачи сегодня подключились многие эксперты финансовой сферы и представители различных ведомств, предлагая свои пути выхода из создавшейся ситуации. Так, представители ФССП заявили, что главной проблемой рынка взыскания задолженности является неправильное понимание его участниками самой сути коллекторской деятельности.
В первую очередь коллектор должен выполнять функцию консультанта и своеобразного буфера между кредитором и должником, а не быть инструментом «выбивания» долгов. При правильной организации своей деятельности профессиональные взыскатели могут стать эффективными помощниками как для кредиторов, так и для заёмщиков.
Например, если кредитор требует у должника немедленного погашения задолженности, а последний не в состоянии этого сделать, то задача коллектора должна заключаться в том, чтобы урегулировать эту ситуацию и помочь обеим сторонам договориться. Взыскатель может предложить должнику выплату его задолженности по номиналу при условии, что последний в оговоренные сроки вернёт долг с небольшими процентами. Таким образом все стороны смогут достичь консенсуса и необходимость в применении каких-либо мер физического или психологического воздействия на заёмщика попросту не возникнет.
Вопросом установления правил взаимодействия между коллекторами и должниками уже занялись депутаты. Так, 17 февраля текущего года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, ограничивающий возможности взыскателей контактировать с заёмщиками. Данная инициатива также предусматривает право должника отказаться от общения с коллекторами. По словам авторов этого закона, такие нововведения помогут защитить права должников и оградить их от неправомерных действий третьих лиц.
Иного мнения придерживаются эксперты рынка взыскателей: они считают, что данная инициатива только усложнит процедуру взыскания долга и даст недобросовестным заёмщикам возможность не выполнять свои долговые обязательства. С этим мнением согласны и представители сферы микрокредитования, по словам которых, многие должники становятся клиентами коллекторов по собственной вине, поскольку легкомысленно подходят к оформлению срочных микрозаймов и оценке своей платёжеспособности. При этом микрофинансовые организации со своей стороны предоставляют клиентам всю необходимую информацию для предотвращения появления задолженности.
Оформляя микрокредит на карту в онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово», клиенты компании могут предварительно изучить все условия предоставления срочного займа и рассчитать размер будущего платежа. Это дает заёмщикам возможность оценить свои материальные возможности с учетом будущих финансовых поступлений и убедиться в том, что они смогут внести платёж вовремя. Кроме того, МФО «Честное слово» предоставляет услугу пролонгации микрозайма на карту для тех клиентов, которые столкнулись с временными финансовыми сложностями и не могут погасить ссуду вовремя. Сотрудники компании рекомендуют россиянам в критические моменты обращаться за советом в МФО и вместе решать проблемы с выплатой займа, не привлекая при этом коллекторов и сохраняя кредитную историю заёмщика безупречной.