При рассмотрении споров россиян с МФО финансовый уполномоченный в большинстве случаев принимает сторону потребителей.
Финансовый уполномоченный Юрий Воронин рассказал, какие жалобы подавали граждане относительно МФО в первом полугодии 2020 года. Основная масса обращений потребителей касалась предоставления кредитором дополнительных услуг и механизма начисления процентов и неустоек по микрозаймам на банковский счёт. Финомбудсмен отметил, что в большинстве случаев рассмотрение заявлений заканчивалось в пользу заёмщиков.
Финансовый управляющий действует на рынке МФО с 1 января текущего года. Он в досудебном порядке рассматривает имущественные споры между гражданами и микрокредиторами, требования по которым составляют не более 500 тыс. рублей. Финомбудсмен принимает заявления потребителей и помогает урегулировать спорные ситуации бесплатно.
За первые 6 месяцев 2020 года финуправляющий принял 323 жалобы от клиентов МФО, из которых 30,7% пришлось на споры относительно дополнительных услуг. Компании взимали плату с клиентов за юридическое сопровождение, страхование здоровья или жизни, SMS-информирование, но на практике не предоставляли данные услуги либо некачественно информировали о них. Недобросовестные кредиторы заранее отмечали в договоре займа согласие клиента на подключение дополнительной опции, поэтому заемщик не мог отказаться от ненужных ему услуг.
Ещё в 17,7% случаев потребители пеняли на неправильный расчет процентов, а ещё в 8% — на нарушения при начислении неустойки. Нередко такие заявления также касались навязывания дополнительных услуг, которые увеличивали стоимость займа. Например, кредитор добавлял к телу долга плату за страховку, начисляя проценты на общую сумму. В некоторых случаях МФО рассчитывали проценты по завышенной ставке, превышая разрешенное значение полной стоимости займа.
В первом полугодии 2020 года финомбудсмен принял 32 решения по имущественным спорам с МФО, и в 24 случаях удовлетворил требования заявителей. Остальные обращения управляющий отклонял из-за отсутствия нарушения со стороны кредитора, а также в ситуациях, когда компания разрешала спор с клиентом, не дожидаясь решения финуполномоченного.
Финомбудсмен напоминает: чтобы ведомство рассмотрело жалобу заёмщика, последний должен соблюсти порядок подачи заявления. Перед обращением к финуправлющему необходимо сначала направить претензию своему кредитору, чтобы разрешить спор напрямую. Если компания игнорирует обращение или ее ответ не удовлетворяет требования клиента, можно обратиться к финуполномоченному. Если человек не соблюдает данную очередность, финуправляющий не принимает заявление к рассмотрению. В список обращений, отклоненных по данной причине в первом полугодии текущего года, входит 108 жалоб.
Компании, выдающие деньги в долг, заинтересованы в том, чтобы спорные ситуации разрешались без привлечения Центробанка, Роскомнадзора или прочих ведомств. Поэтому они готовы сотрудничать с клиентами и принимать компромиссные решения. Также МФО идут навстречу заёмщикам, которые сталкиваются с трудностями в погашении микрозаймов. Для этого кредиторы предлагают различные программы снижения долговой нагрузки, в том числе, пролонгацию срока действия договора, списание части начисленных процентов, отсрочку даты внесения платежа.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» лояльно относится к своим клиентам и поддерживает их в сложных ситуациях. Компания выдает займы на любые цели, выдавая деньги в долг через интернет, по паспорту. Если у вас возникли трудности с оформлением или погашением микрозайма, воспользуйтесь формой обратной связи на сайте сервиса, с помощью которой можно получить консультацию специалиста МФК.