В первом полугодии 2020 года финомбудсмену поступило 306 обращений касательно деятельности МФО, из которых только 56 отвечали необходимым требованиям.
Финансовый омбудсмен Юрий Воронин рассказал о результатах работы в первом полугодии 2020 года. За указанный период граждане направили финуполномоченному 306 жалоб на МФО, но к рассмотрению были допущены только 56 из них. Из общего числа отклоненных заявлений 55% не содержали имущественных требований к кредитору, в остальных 45% претензий был нарушен порядок обращения к финомбудсмену: заявители направляли жалобы финуполномоченному, не пытаясь до этого договориться с МФО.
Финуполномоченный рассматривает жалобы на компании, выдающие микрозаймы до зарплаты, с 1 января 2020 года. Его задача — регулировать имущественные споры между финансовыми организациями и их клиентами, не доводя дело до судебного разбирательства. К сожалению, многие россияне не до конца понимают функции данного специалиста, направляя ему заявления о причинении морального вреда сотрудниками МФО, о нарушении своих прав при взыскании долгов, своем несогласии с передачей задолженности коллекторам и т.д. Часть рекламаций граждан касается деятельности незаконных кредиторов, которые не подчиняются ни одному ведомству.
Ранее эксперты Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) провели опрос россиян, уточнив их ожидания от деятельности финобмудсмена. В ходе исследования 43% респондентов рассказали, что хотели бы получить юридическую консультацию, а 38% — помощь в разрешении любых споров с финансовыми организациями. Представители ОНФ высказывают свое мнение: институт финансового уполномоченного должен быть «единым окном», в которое потребители могут направлять как имущественные претензии, так и жалобы на нарушение своих прав, а также заявления о работе черных кредиторов. Эксперты планируют пересмотреть закон о деятельности финомбудсмена и расширить его полномочия.
Если предложенные правки примут, служба финуполномоченного станет дублировать функции других ведомств, замедляя скорость их работы. На данный момент заявления о нарушении прав заемщиков со стороны МФО рассматривают Центробанк, Роспотребнадзор и, в некоторых случаях, Федеральная служба судебных приставов. Жалобы на незаконных кредиторов принимают правоохранительные органы.
Представители саморегулируемой организации (СРО) «МиР» также считают, что финуполномоченный не сможет рассматривать претензии к работе черных МФО: нелегальные компании не подчиняются регуляторам и не выполняют их предписаний, а потому у омбудсмена отсутствуют рычаги давления на этот сегмент участников рынка. Деятельность теневых организаций должна оставаться в сфере воздействия органов правопорядка.
А потому не стоит оценивать результаты работы финомбудсмена по малому количеству рассмотренных заявлений: в течение последних месяцев его деятельность проходит в условиях карантина и различных ограничений, негативно влияя на число обращений граждан. К тому же, часть претензий не доходят до финуправляющего, т.к. граждане решают их напрямую с МФО, в большинстве случаев готовых идти навстречу клиентам.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число добросовестных компаний, которые поддерживают заемщиков в сложных ситуациях. МФК выдает россиянам деньги в долг на любые цели, помогая справиться с временными финансовыми затруднениями и непредвиденными расходами. Возникли вопросы по поводу обслуживания или погашения микрозайма? Заполните форму обратной связи на сайте сервиса, чтобы задать интересующий вас вопрос сотруднику «Честного слова». Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число добросовестных компаний, которые поддерживают заемщиков в сложных ситуациях. МФК выдает россиянам деньги в долг на любые цели, помогая справиться с временными финансовыми затруднениями и непредвиденными расходами. Возникли вопросы по поводу обслуживания или погашения микрозайма? Заполните форму обратной связи на сайте сервиса, чтобы задать интересующий вас вопрос сотруднику «Честного слова»!