Около 10% должников МФО приступают к погашению задолженности только после подготовки судебного иска.
Эксперты Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) изучили эффективность разных методов взыскания долгов по срочным займам с 18 лет. Самую высокую результативность показали дистанционные способы взаимодействия с должником или soft-collection, включающие письма, SMS-информирование и телефонные звонки.
В 25% случаев МФО добиваются погашения долга уже после первого звонка неплательщику. Ещё 45% должников возвращают взятые под проценты средства если кредитор, помимо звонков, проявляет другую активность: рассылает заказные письма, использует услугу SMS-информирования и т.д. Дистанционные методы хорошо проявляют себя в случаях, когда заемщик забыл о дате внесения платежа или решил самовольно перенести ее. Телефонная беседа также эффективна, если человек попал в просрочку из-за потери источника дохода или других форс-мажоров.
Но в ряде случаев поведение должников вынуждает МФО предпринимать более решительные меры. По сведениям НАПКА, около 15% неплательщиков возвращают долг только после того, как сотрудник компании лично вручит им уведомление о задолженности. Ещё 5% выплачивают средства спустя долгое время, чтобы исправить свою кредитную историю и в дальнейшем оформить более крупный кредит. Остальные 10% должников убеждаются в необходимости погасить задолженность только узнав о готовящемся судебном иске.
Активнее выплачивать долги граждан побуждает ужесточение регулирования микрофинансовой отрасли. Если раньше заемщики не боялись попадать в долги, надеясь на получение более крупных займов в других компаниях с целью перекредитования, то теперь МФО строже подходят к отбору клиентов и все чаще отказывают людям с большим количеством активных кредитов или просрочек. Чтобы занять средства повторно в новых реалиях, гражданам придется сначала выполнить действующие финансовые обязательства.
Свое влияние на должников оказывает и участившаяся практика судебного взыскания. Многие кредиторы экономят на создании собственных отделов по работе с просроченными долгами, все чаще передавая дела неплательщиков в суд. Статистика показывает, что граждане, которые умышленно не выплачивают займы, обычно игнорируют контакты с компанией-кредитором, но избегают доведения дела до судебного разбирательства и привлечения приставов.
По данным экспертов НАПКА рисковость портфелей выдач МФО значительно превышает аналогичные показатели банков из-за специфики микрозаймов: недостаточно высокий уровень финансовой грамотности клиентов микрофинансовых организаций не позволяет им осознать важность кредитной истории и своевременно выплачивать долги. Несмотря на этот фактор, ответственные компании идут навстречу клиентам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, выступая с альтернативными вариантами погашения задолженности.
В число ответственных и лояльных к клиентам организаций входит онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». МФК создает прозрачные и комфортные условия для оформления и погашения микрозаймов, предлагая быструю процедуру получения денег в долг без бумажных формальностей. Чтобы занять несколько тысяч рублей до зарплаты, достаточно заполнить анкету заёмщика в режиме онлайн, указать в ней свои персональные и паспортные данные. После короткой проверки и подписания договора МФК «Честное слово» сразу же переводит деньги на счёт клиента.