Названы признаки телефонного мошенничества

Названы признаки телефонного мошенничества - 1

author photo
Редакция МФК «Честное слово» Автор текстов Заботимся о финансовой грамотности наших клиентов!

Эксперты Роскачества назвали основные признаки, по которым можно определить, что вам звонит мошенник.

В 2023 году россиян активно атакуют телефонные мошенники, похищая их персональные данные, а потом и деньги с карт и счетов. Аферисты применяют методы социальной инженерии, обманом выведывая конфиденциальную информацию. Чтобы выглядеть убедительнее, преступники используют громкие инфоповоды, например, тему мобилизации, проблем с использованием карт за границей, закрытия магазинов иностранных брендов и т.д.

Представители Центра цифровой экспертизы Роскачества составили список признаков, по которым можно распознать обман. Скорее всего, вам звонит мошенник, если собеседник:

  1. Пытается узнать конфиденциальные сведения: PIN- или CVV-код к банковской карте, данные для входа в онлайн-банкинг, коды из SMS-сообщения из банка.
  2. Просит прислать фотографии документов (паспорт, СНИЛС и т.д.) или платёжных карт.
  3. Сообщает о мнимой блокировке карты, попытке взлома онлайн-банкинга или списания денег со счёта.
  4. Убеждает перечислить деньги с карт и счетов по «безопасным» реквизитам. Необходимость в переводе объясняет сбоем в банковской системе, сливом базы данных держателей карт, изменениями в работе банка и т.д.
  5. Склоняет быстро принимать решение, не анализируя информацию. Например, аферист говорит, что код из SMS-сообщения нужно сообщить сейчас, иначе карту просто не получится разблокировать.
  6. Представляется сотрудником Центробанка или прокуратуры. Регулятор никогда не связывается с физлицами, чтобы сообщить о каких-либо проблемах со счетами или банками. Сотрудники правоохранительных органов также редко контактируют с гражданами и не договариваются с ними о сотрудничестве, чтобы поймать мнимых преступников.
  7. Угрожает обвинением в госизмене, мошенничестве или сотрудничестве с запрещенными организациями.
  8. Предлагает оформить льготы и пособия, принять участие в акции или розыгрыше призов, получить помощь волонтёров. Для этого нужно якобы заполнить анкету или заявление, указав паспортные и персональные данные.
  9. Убеждает вложить деньги в финансовую пирамиду или сомнительный инвестиционный проект, гарантируя быструю и высокую прибыль.
  10. Предлагает услуги раздолжнителя, обещая очистить кредитную историю или удалить из нее отдельные записи, аннулировать просроченные кредиты и займы до зарплаты, договориться с банком или МФО о списании долгов.

Помните, что никто не вправе запрашивать ваши конфиденциальные сведения, даже если это сотрудник госучреждения, банка или правоохранительных органов. Также учитывайте, что представители государственных ведомств не звонят людям, чтобы предложить оформление льгот и субсидий, предупредить о мнимом банкротстве банка или обвинить в запрещённой деятельности.

Если вы подозреваете, что вам звонит мошенник, остановите разговор. Свяжитесь с организацией, от имени которой с вами общался абонент, и уточните полученную информацию. Например, если вам сообщили о блокировке карты, достаточно позвонить на горячую линию банка и узнать, правда ли это. Так же можно проверить состояние своих счетов через онлайн-банкинг.

Как эффективно защищать свои деньги от мошенников и вовремя определять обман? Какие схемы применяют аферисты, чтобы похищать данные граждан? Как правильно хранить конфиденциальные сведения? Узнайте больше полезной информации на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». В разделе «Блог» опубликованы полезные статьи, которые помогут разобраться в финансовых вопросах.