Для взыскателей готовят новый запрет

Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, который запрещает коллекторам общаться с окружением должника без письменного разрешения.

Депутаты Госдумы рассматривают законопроект, который вводит понятие «презумпции несогласия» третьих лиц при общении с коллекторами. Инициатива наделяет взыскателей правом контактировать с близкими и знакомыми должника только при наличии их письменного согласия. Также в документе указано, что третьи лица в любой момент могут отозвать свое разрешение на взаимодействие с коллекторами.

Авторы законопроекта внесли его в Госдуму ещё в марте этого года. Необходимость в своей инициативе они объяснили учащением звонков взыскателей окружению должника без их согласия. В ходе общения коллекторы не только разглашали собеседникам конфиденциальную информацию о долге по кредиту или займу на карту, но и оказывали психологическое давление на родственников, друзей и коллег неплательщика. Предложенный законопроект устранит возможность такого поведения, а также повысит социальную ответственность коллекторских агентств.

Эксперты считают, что нововведение глобально не изменит ситуацию на рынке. Предложенные поправки повлияют на работу легальных взыскателей, которые состоят в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и следуют правилам взаимодействия с клиентами. Но на деятельность чёрных коллекторов инициатива не повлияет, т.к. они не подчиняются регуляторным органам и работают нелегально. Именно теневые компании чаще всего превышают разрешённое количество звонков должникам, применяют методы психологического давления, звонят друзьям и родственникам неплательщиков и начисляют завышенные проценты по долгу. Поэтому главной целью законодателей должна стать эффективная борьба с незаконными организациями, а не новые ограничения для законопослушных компаний.

Ещё одним важным изменением на рынке взыскания может стать допуск коллекторов к порталу Госуслуг. Используя возможности этого сервиса, взыскатели смогут обновлять контактные данные должников и рассылать им важные сообщения. В результате значительно сократится количество ошибочных звонков людям, не имеющим отношения к долгу, а компании смогут без труда связаться с клиентами, которые сменили номера телефонов. При этом граждане получат возможность самостоятельно оформлять или отзывать разрешение на взаимодействие со взыскателями без привлечения юриста.

Постепенно общение коллекторов и должников становится все более цивилизованным и эффективным: уже сейчас ряд вопросов касательно задолженности стороны могут обсудить с помощью мессенджеров и чат-ботов на сайтах компаний. Кредиторы становятся более лояльными к клиентам, предлагая индивидуальные условия погашения долгов, списывая часть начисленных процентов или активируя кредитные каникулы. На уступки со стороны взыскателей могут рассчитывать заемщики, которые не скрываются от кредитора при появлении задолженности, а охотно идут на контакт и добросовестно возвращают средства.

Как использовать возможности кредитов и микрозаймов без вреда для кредитной истории? Зайдите в раздел «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», чтобы научиться секретам грамотного оформления займов. Также вас ждут полезные материалы о защите от мошенников, управлении личным бюджетом и способах увеличения доходов.